Вопросы и ответы

Здравствуйте. Хочу купить книгу, на чувашском языке.. Это возможно? Спасибо.
Дёмшина Татьяна Герасимовна , г. Сургут, Тюменская обл. ХМАО
Кузнецов А.В., старший научный сотрудник филологического направления:

Добрый день! Можете связаться с нашей научной библиотекой и приобрести имеющиеся у нас научные издания на чувашском языке. Библиотека может отправить Вам по почте.

 

E-mail: chgign@gmail.com; Тел.: 8(8352)45-02-50 (КОНДРАТЬЕВА НАДЕЖДА ВИТАЛЬЕВНА)

Что такое кюль пель
Svetlana Popova, Волжский
Кузнецов А.В., старший научный сотрудник филологического направления:

Добрый день, Светлана! Может быть, Вы имели ввиду Куль Пель? Куль Пель — вариант коми-пермяцкого названия водяных духов Васа, буквально "дедушка-водяной".

 

Оригинал статьи: http://bestiary.us/bestiary/vasa ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​​‌‌​ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

На остановочных конструкциях "Аникеево" и "Гремячево" в чувашском переводе есть приписка сали (Аникеево сали). Как переводится САЛИ?
Маркова Наталья, г.Чебоксары
admin:

САЛА1. русское селение, село

 

2. сельский (из русского селения)

сала вырăсĕ — житель русского селения, русский

сала вырăс майри — жительница русского селения, русская

 

3. большое селение, село

 

уст. укрепленное поселение, крепость

атте киле сала пек, кайăк вĕçсе тухаймасть — фольк. отцовский дом — что крепость, и птица оттуда не сможет вылететь

 

4. диал. выселок 
 сала кайăкĕ — воробей
сала кайăк тăмани — сыч
сала кайăк хурчки — кобчик (птица)

 

САЛА чиркӳллĕ ял. Ун чухне вăл (архиерей. – Э.Ф.) хăй епархийĕне çӳреме чăн малтан пуçласа тухнă. Çав тухăмĕнче архиерей хăш-хăш хуласене, саласене (чиркӳлĕ ялсене), монастырсене çитсе унти чиркӳсене пăхса тухма хисеп тунă [Освящение 1904:7].

 

Источник: http://samahsar.chuvash.org/cgi-bin/s.cgi

Есть ли у ЧГИГН доказательства того, что прославленный организатор авиастроения Дементьев Пётр Васильевич был по национальности чуваш?
Иванов Игорь Николаевич, Чебоксары
Редакция:

Cправка.

 

ДЕМЕНТЬЕВ Пётр Васильевич (11.1.1907, с. Убей ныне Дрожжанов. р-на Респ. Татарстан – 14.5.1977, Москва) – государственный и хозяйственный деятель, генерал-полковник-инженер (1976), дважды Герой Социалистического Труда. Родился в семье чуваша-учителя. Трудовую деятельность начал в 1922 рабочим. Окончил Военно-воздуш. академию им. Н.Е. Жуковского (1931). В 1931–41 на инженерно-технич. работе в НИИ и на заводах авиацион. промышленности (стар. инженер, начальник цеха, глав. инженер, директор завода). В 1941–53 первый зам. наркома, первый зам. министра. В 1953–57 министр авиацион. промышленности СССР. В 1957–65 председатель Государствен. комитета по авиацион. технике СССР – министр СССР. В 1965–77 министр авиацион. промышленности СССР. Оказал значител. содействие в строительстве и развитии Чебоксар. приборостроител. завода (ныне Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие «Элара»). Указами Президиума Верх. Совета СССР от 8 сентября 1941 за выдающиеся достижения в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолётов и от 21 января 1977 за большие заслуги в развитии авиацион. промышленности и в связи с 70-летием удостоен звания Героя Социалистического Труда.

 

Награждён орденами Ленина (9 раз), Красного Зна­мени, Трудового Красного Знамени (дважды), Суворова 2-й степ., Кутузова 1-й степ., Красной Звезды, медалями. Лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР (1953). Его именем названы Моск. авиацион. производствен. объединение, Казан. авиационно-технологич. колледж, улицы в Казани и Чебоксарах. Установлен бюст в Казани, в с. Старое Дрожжаное Респ. Татарстан.

 

Автор: И.И. Бойко. Чувашская энциклопедия.

Здравствуйте! Вызывает недоумение название статьи на сайте ЧГИГН "Как происходила насильственная христианизация чувашей?" (http://www.chgign.ru/a/news/258.html.) Вам не кажется, что формулировка звучит слишком эпатажно и однозначно? Сама проблема истории христианизации чувашей не так проста как кажется.
Петров Дмитрий Владимирович, Санкт-Петербург
Редакция:

Спасибо за внимание к нашему сайту. На данный момент материал снят с сайта. Согласны, что "сама проблема истории христианизации чувашей не так проста как кажется".  Задумывалась как серия публикаций с ролью патриарха новочувашской культуры  Яковлева с его ролью в христианизации чувашей и современным переводом Библии.  Готовы опубликовать Вашу точку зрения.

Нет ли возможности "раздобыть" вопросник и правильные ответы на вопросы прошлогоднего БОЛЬШОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА? Это поможет многим лучше подготовиться к диктанту этого года, ведь многие вообще не представляют, что это такое.
Светлана Чарушкина, г.Алатырь
Редакция:

Светлана, Вы абсолютно правы - многие совершенно не представляют, с чем встретятся на  "ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ ДИКТАНТЕ-2017", а некоторые даже не знают, что такое "этнография".

 

Разумеется прошлогодний вопросник с ответами на вопросы нельзя расценивать, как шпаргалку. Тем не менее, в качестве своеобразной разминки это - то, что надо.

 

 

 

ЖИРНЫМ шрифтом обозначены правильные ответы. Чтобы проверить себя, Вы можете скопировать информацию  в WORD  и снять выделение.

 

 

 

Форма заданий напоминала обычный ЕГЭ. Участники диктанта получили одинаковые по уровню сложности тестовые задания, которые включали 30 вопросов, посвященных культуре, традициям и языкам народов России. Общая сумма баллов, которую можно набрать за правильное выполнение всех заданий — 100.

 

 

 

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ-2016 С ПРАВИЛЬНЫМИ ОТВЕТАМИ

 

1) «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей

 

земле…» - какой документ начинается этими словами?

 

1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года

 

2.Конституция Российской Федерации

 

3. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»

 

4. Декларация о государственном суверенитете РСФСР

 

 

 

2) По данным Всероссийской переписи населения 2010 года на территории России проживают представители 193 национальностей,

 

7 из которых по численности превышают 1 млн. человек. Укажите эти самые большие народы.

 

 

 

1. Русские

7. Адыгейцы

2. Ненцы

8. Буряты

3. Чеченцы

9. Украинцы

4. Якуты

10. Чуваши

5. Армяне

11. Табасараны

6. Башкиры

12. Татары

 

 

 

3) Россия относится к числу наиболее многоязычных стран мира. На скольких языках и диалектах говорят жители

 

современной России?

 

1. 85

 

2. 193

 

3. 15

 

4. 277

 

 

 

4) В состав Российской Федерации входят 22 республики. Какой из перечисленных республик соответствует название столицы? (Ответ запишите в формате: 1 - а, 2 - д и т.д.)

 

1. Улан-Удэ

к. Республика Бурятия

2. Магас

и. Республика Ингушетия

3. Ижевск

ж. Удмуртская Республика

4. Элиста

б. Республика Калмыкия

5. Кызыл

в. Республика Тыва

6. Абакан

м. Республика Хакасия

7. Саранск

а. Республика Мордовия

8. Нальчик

л.Кабардино-Балкарская Республика

9. Майкоп

з. Республика Адыгея

10. Йошкар-Ола

д. Республика Марий Эл

11. Махачкала

г. Республика Дагестан

12. Чебоксары

е. Чувашская Республика

 

 

 

 

 

5) В одной из самых многонациональных республик России говорят более чем на 30 языках. Средневековые географы писали,

 

что это«страна гор» и «гора языков». О какой республике Российской Федерации идет речь?

 

1. Республика Алтай

 

2. Республика Хакасия

 

3. Республика Дагестан

 

4. Республика Марий Эл

 

5. Республика Адыгея

 

6. Карачаево-Черкесская Республика.

 

 

 

6) Крупнейшей языковой общностью в Европе, включая страны бывшего СССР, являются славяне - более 320 млн. чел.

 

Ниже перечислены 5 славянских народов, укажите их.

 

 

 

1. Сербы

6. Венгры

2. Албанцы

7. Черногорцы

3. Русины

8. Румыны

4. Молдаване

9. Чехи

5. Поляки

10. Греки

 

 

 

7) Одна из мировых религий – буддизм – имеет в России многовековые корни. Самым северным буддистским храмом в мире

 

считается дацан в Якутске. Назовите единственный в Европе регион традиционного распространения буддизма.

 

1. Республика Башкортостан

 

2. Республика Калмыкия

 

3. Республика Адыгея

 

4. Республика Саха (Якутия)

 

5. Республика Бурятия

 

 

 

8) В соответствии с российским законодательством к коренным малочисленным относятся народы численностью менее

 

50 тысяч человек, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков и сохраняющие традиционные

 

образ жизни, хозяйствование и промыслы.

 

Выберите 6 из ниже перечисленных народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации?

 

 

 

1. Коми-пермяки

6. Ассирийцы

2. Ненцы

7. Саамы

3. Цыгане

8. Эстонцы

4. Нганасаны

9. Ханты

5. Вепсы

10. Бесермяне

 

 

 

9) В составе Советского Союза было 15 союзных республик. Некоторые перечислены ниже, назовите четыре, какие.

 

1. Узбекистан

 

2. Таджикистан

 

3. Румыния

 

4. Финляндия

 

5. Казахстан

 

6. Туркменистан

 

7. Черногория

 

 

 

10) В разных регионах России от Крыма до Алтая и Сибири проживают около 12 млн. представителей тюркских народов.

 

Выберите из списка шесть таких народов.

 

 

 

1. Татары

7. Балкарцы

2. Башкиры

8. Крымские татары

3. Чукчи

9. Буряты

4. Удмурты

10. Якуты

5. Чуваши

11. Калмыки

6. Мордва

 

 

 

 

 

 

11) Выберите из списка 6 народов России, говорящих на финно-угорских языках.

 

1. Тувинцы

7. Удмурты

2. Вепсы

8. Манси

3. Башкиры

9. Рутульцы

4. Коми

10. Мордва

5. Русские

11. Дигорцы

6. Карелы

 

 

 

 

12) Какой из языков России занесен в Книгу рекордов Гиннеса из-за количества падежей (более 40)?

 

1. Табасаранский

 

2. Даргинский

 

3. Русский

 

4. Чеченский

 

5. Ульта

 

13) В России проживает несколько тысяч поморов. Их традиционные занятия - рыболовство и промысел морского зверя.

 

На побережье какого моря живут поморы?

 

1. Черное море

 

2. Охотское море

 

3. Белое море

 

4. Каспийское море

 

14) Одним из основных направлений христианства является православие. Общая численность его последователей в мире

 

составляет около 200 млн. человек. Укажите 7 государств, где традиционно широко распространено православие.

 

 

 

1. Грузия

7. Чехия

2. Польша

8. Молдавия

3. Греция

9. Хорватия

4. Румыния

10. Болгария

5. Финляндия

11. Сербия

6. Россия

12. Литва

 

 

 

15) Старейшая мечеть в России, построенная в 8 веке, внесена в реестр мирового наследия ЮНЕСКО. В каком городе она находится?

 

1. Москва

 

2. Астрахань

 

3. Уфа

 

4. Казань

 

5. Дербент

 

6. Санкт Петербург

 

 

 

16) В 2016 г. отмечается 170-летие выдающегося русского этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, который стал первым

 

исследователем, использующим метод непосредственного (включенного) наблюдения. Народы, которые он изучал, называли

 

его «Бог Маклай из небесной страны Русии». Аборигены до сих пор используют его глиняные статуэтки как

 

чудодейственные талисманы. Народы какого региона мира изучал Н.Н. Миклухо-Маклай?

 

1. Новая Гвинея

 

2. Мадагаскар

 

3. Амазония

 

4. Центральная Африка

 

5. Гренландия

 

6. Австралия

 

 

 

17) Одним из крупнейших этнографических музеев мира является Российский этнографический музей, посвященный истории

 

народов России и стран бывшего СССР. Его коллекция насчитывает около полумиллиона музейных экспонатов. В каком

 

городе находится этот музей?

 

1. Москва

 

2. Нижний Новгород

 

3. Санкт-Петербург

 

4. Владивосток

 

5. Новосибирск

 

 

 

18) Какому из народов, перечисленных ниже, соответствует название традиционного жилища.

 

(Ответ запишите в формате: 1 - а, 2 - д и т.д.)

 

 

 

1. Ненцы

ж. Чум

2. Украинцы

е. Хата

3. Тувинцы

д. Юрта

4. Долганы

а. Балок

5. Чукчи

в Яранга

6. Горские народы Северного Кавказа

г. Сакля

7. Русские

б. Изба

 

 

 

 

 

19) Какому из народных промыслов, перечисленных ниже, соответствует описание? (Ответ запишите в формате: 1 - а, 2 - д и т.д.)

 

1.Богородское

д. Промысел деревянных игрушек, символом которого является движущаяся игрушка «Кузнецы» - человек с медведем, бьющие поочередно по наковальне.

2. Федоскино

е. Искусство лаковой миниатюры, которыми украшаются сделанные из папье-маше табакерки, портсигары, шкатулки, ларцы. Этот промысел вдохновил на создание нового искусства Палех, Мстеру

3. Хохлома

в. Декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным цветом по золотистому фону

4. Жостово

г. Народный промысел художественной росписи металлических подносов.

5. Дымково

а. Промысел глиняных игрушек, в росписи которых не встречаются полутона и цветовые переходы.

6. Кубачи

б. Производство холодного оружия и ювелирных изделий из серебра

 

 

 

 

 

 

 

20) ЮНЕСКО объявило якутский эпос одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. Его песни

 

исполняются непрерывно в течение семи дней и ночей. Самая длинная состоит из 36 тысяч стихотворных строк, это более

 

чем в 2 раза длиннее, чем Илиада Гомера. Как называется эпос якутского народа?

 

1. Джангар

 

2. Нарты

 

3. Калевипоэг

 

4. Олонхо

 

5. Витязь в тигровой шкуре

 

6. Манас

 

7. Пополь-Вух

 

 

 

21) К национальной кухне какого народа относятся эти блюда? (Ответ запишите в формате: 1 - а, 2 - д и т.д.)

 

1. Кулебяка

д. Русские

2. Азу

а. Татары

3. Драники

з. Белорусы

4. Хинкали

л. Грузины

5. Пахлава

ж. Азербайджанцы

6.Чебуреки/чибереки

б. Крымские татары

7. Форшмак

е. Евреи

8. Лагман

г. Узбеки

9. Штрудель

к. Немцы

10. Борщ

в. Украинцы

11. Хаш

и. Армяне

 

 

 

 

 

22) Этот оригинальный и очень полезный чай получил довольно широкое распространение в кухне многих народов России

 

от Бурятии до Северного Кавказа. В сочетании с парой кусочков хлеба он может заменить завтрак, а то и обед. Россиянам

 

этот напиток известен как калмыцкий чай. Каждую третью субботу мая в Калмыкии отмечается День калмыцкого чая.

 

Выберите из списка 4 необходимых ингредиента для его приготовления:

 

 

 

1. Зеленый плиточный чай

 

2. Сахар

 

3. Шоколад

 

4. Молоко

 

5. Иван-чай

 

6. Соль

 

7. Сливочное масло

 

8. Кардамон

 

 

 

23) Это традиционное удмуртское свадебное блюдо давно стало одним из «фирменных» блюд российской кухни. В переводе

 

с удмуртского и коми языков означает «хлебное ушко». О каком блюде идет речь?

 

1. Лагман

 

2. Паэлья

 

3. Калья

 

4. Пельмени

 

5. Шаньги

 

 

 

24) Удмурты называют его Тол Бабай, буряты – Сагаан Убугун, чуваши – Хёл Муччи, якуты – Чысхаан, тувинцы – Соок-Ирей,

 

карелы – Паккайне, татары и башкиры – Кыш Бабай, марийцы – Йушто Кугыза.

 

Под каким именем он известен каждому жителю России?

 

1. Петрушка

 

2. Дед Мороз

 

3. Домовой

 

4. Кощей Бессмертный

 

5. Змей Горыныч

 

 

 

25) Этот вид единоборства сформировался в начале 20 века на основе наиболее ценных элементов национальных видов

 

борьбы народов СССР: азербайджанской (гюлеш), узбекской (ўзбекча кураш), грузинской (чидаоба), казахской (казакша курес),

 

башкирской (башкортса көрәш), бурятской (бүхэ барилдаан), молдавской (трынта) и др. Истории его создания

 

посвящен приключенческий художественный фильм «Непобедимый», снятый в 1983 г. Сейчас используется для

 

подготовки сотрудников МВД, ФСБ, спецназа ГРУ. Как называется эта борьба?

 

1.Капоэйра

 

2. Вольная борьба

 

3. Бокс

 

4. Самбо

 

5. Джиу-джитсу

 

6. Айкидо

 

 

 

26) Национальные праздники – это не просто способ весело провести время, это форма сохранения традиций и ритуалов,

 

которые передаются из поколения в поколение. Укажите праздники, соответствующие каждому народу.

 

(Ответ запишите в формате: 1 - а, 2 - д и т.д.)

 

 

 

1. Татары

ж. Сабантуй

2. Русские

а. Масленица

3. Якуты

б. Ысыах

4. Буряты

в. Сагаалган

5. Евреи

е. Песах

6. Чуваши

г. Акатуй

7. Калмыки

д. Зул

 

 

 

 

 

27) На формирование национального костюма любого народа всегда оказывали влияние климат, географическое положение,

 

хозяйственный уклад и основные занятия. Какому народу соответствуют представленные головные уборы?

 

(Ответ запишите в формате: 1 - а, 2 - д и т.д.)

 

 

 

1. Кокошник

в. Русские

2. Айшон

г. Удмурты

3. Тухъя

б. Чуваши

4. Панга

а. Мордва-мокша

 

 

 

 

 

28) Образ плута и озорника встречается в фольклоре практически всех народов: Хитрый Пётр – у южных славян, Пулу-Пуги – у армян,

 

Тиль Уленшпигель – у фламандцев и немцев, Пэкалэ и Тындалэ – у румын и молдаван, Фёдор Набилкин – у белорусов, Лопшо Педунь –

 

у удмуртов. Как зовут аналогичного героя в фольклоре народов Средней Азии, Ближнего Востока и Кавказа?

 

1. Алдар-Косе

 

2. Кемине

 

3. Ходжа Насреддин

 

4. Будамшу

 

5. Сеня Малина

 

6. Ахмет акай

 

 

 

 

 

29) В столице Дагестана Махачкале в 2006 г. был открыт мемориальный комплекс «Памятник русской учительнице» - 10-метровая

 

бронзовая скульптура молодой женщины с открытой книгой в руке. Кому посвящен этот мемориал?

 

1. Представителям русской интеллигенции, посвятившим жизнь просвещению дагестанских народов

 

2. Учителям всех дагестанских школ, в знак уважения к этой профессии

 

3. Первой учительнице большевика Махача Дахадаева, в честь которого названа столица Дагестана г. Махачкала.

 

 

 

 

 

30) Кто является автором этих строк?

 

«Мне все народы очень нравятся.

 

И трижды будет проклят тот,

 

Кто вздумает, кто попытается

 

Чернить какой-нибудь народ».

 

1. Чингиз Айтматов

 

2. Фазиль Искандер

 

3. Юрий Рытхэу

 

4. Расул Гамзатов

 

5. Давид Кугультинов

 

6. Алишер Навои

 

 

 

Источник: http://miretno.ru/otvety/

 

 

На вашем сайте сообщается, что 3 ноября, в каждом регионе страны пройдет акция «БОЛЬШОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ-2017". Напишите, какой результат был у Чувашии и у других регионов в 2016 году?
Станислав, Шупашкар хули
Редакция:

Чувашия заняла лишь 20-ое место.

 

Публикуем таблицу-рейтинг по всем регионам-участникам акции "ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ-2016".

 

 

 

РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ, ПО СРЕДНЕЙ ОЦЕНКЕ, ЗА ДИКТАНТ

 

Участниками акции стали почти 90 тысяч человек на 800 площадках России от Владивостока до Калининграда, от Анадыря до Севастополя и двух зарубежных стран - в Турции и Швейцарии. Из них 35 тысяч человек приняли участие очно и более 50 тысяч написали диктант онлайн на сайте www.miretno.ru.

 

Средняя оценка за Диктант по стране - 54 балла из 100 возможных. Самый высокий средний балл (81,3) оказался у жителей Республики Татарстан. В тройку лидеров также вошли: Кабардино – Балкарская Республика (73,8) и Смоленская область (71,9). А самый низкий средний балл получили в Амурской области (39).

 

 

 

Регион

Средний балл

1.

Республика Татарстан

81,3

2.

Кабардино-Балкарская Республика

73,8

3.

Смоленская область

71,87

4.

Республика Ингушетия

70,1

5.

Республика Северная Осетия

67,2

6.

Калужская область

67,15

7.

Республика Мордовия

66

8.

Республика Калмыкия

66

9.

Чеченкая Республика

64,7

10.

Республика Хакасия

62,2

11.

Белгородская область

62

12.

Астраханская область

61

13.

г. Москва

60

14.

Новосибирская область

59,6

15.

Тульская область

58,8

16.

Севастополь

58,65

17.

Ульяновская область

58

18.

Пензенская область

57,95

19.

Ярославская область

57,4

20.

Чувашская Республика

57,3

21.

Омская область

57

22.

Саратовская область

56,08

23.

Самарская область

55,8

24.

Оренбургская область

55,46

25.

Республика Тыва (Тува)

55

26.

Красноярский край

55

27.

Кемеровская область

55

28.

Липецкая область

54,8

29.

Ямало-Ненецкий АО

54

30.

Ненецкий АО

54

31.

Краснодарский край

53,78

32.

г. Санкт-Петербург

53,7

33.

Тверская область

53,3

34.

Республика Саха (Якутия)

52,69

35.

Республика Алтай

52,6

36.

Хабаровский край

52,53

37.

Республика Буриятия

52,3

38.

Новгородская область

52

39.

Курская область

52

40.

Республика Башкортостан

51,84

41.

Камчатский край

51,73

42.

Московская область

51,31

43.

Костромская область

51,08

44.

Ханты-Мансийский АО

51

45.

Тюменская область

50,3

46.

Мурманская область

50,06

47.

Алтайский край

50,06

48.

Чукотский АО

50

49.

Ростовская область

50

50.

Республика Марий Эл

49,9

51.

Волгоградская область

49,6

52.

Удмуртская Республика

49,48

53.

Приморский край

49,4

54.

Ленинградская область

49,2

55.

Республика Коми

49

56.

Челябинская область

48,86

57.

Свердловская область

48,7

58.

Рязанская область

48,7

59.

Нижегородская область

48,4

60.

Архангельская область

48,3

61.

Магаданская область

48

62.

Республика Адыгея

48

63.

Республика Карелия

47,94

64.

Забайкальский край

47,73

65.

Ивановская область

47,1

66.

Сахалинская область

46,9

67.

Орловская область

46,5

68.

Вологодская область

46,3

69.

Пермский край

46

70.

Ставропольский край

45,9

71.

Воронежская область

45,86

72.

Кировская область

45,5

73.

Курганская область

45

74.

Псковская область

44,6

75.

Иркутская область

42,7

76.

Калининградская область

42,59

77.

Еврейская автономная область

42,3

78.

Томская область

41,77

79.

Владимирская область

41,08

80.

Амурская область

39

 

 

 

Источник: http://miretno.ru/news/reyting_regionov_po_sredney_otsenke_za_diktant/

 

 

Сирĕн сайтра Пĕлÿ кунĕ ячĕпе çырнă салам сăмахĕсене вуларăм. Иван Яковлев халалĕнчен илнĕ сăмах кăсăклантарса ячĕ. «Эсир хăвăр халăхăрăн чěлхине тирěс тăмасан, халăх кăмăлне пěтěмпех хăвăр аллăрта тытса тăрăр…» предложенири «тирĕс» сăмаха мĕнле ăнланмалла?
Романов Андрей Витальевич, Элĕк сали
Редакция.:

Сирĕн ыйту çине институтăн сăмах кĕнекепе ятарлă кăларăмсен уйрăмĕн ĕçтешĕ Николай Плотников хуравлать.

 

Иван Яколвелăн халалĕнчи тирĕс сăмахăн пĕлтерĕшне ăнланас тесен хирĕç сăмахпа ылмаштарма тивет. 1982 çулта тухнă пысăк чăвашла-вырăсла словарьте тирĕс тенине «против, наперекор» тесе куçарнă, диалект сăмахĕ шутланнине палăртнă. Словарьсенче унăн çавăн пекех омонимĕ — «тислĕк» пĕлтерĕшли — тĕл пулать.

 

Тирĕс сăмах тĕрĕкпе монгол чĕлхисене иран чĕлхисенчен кĕнĕ. Вăл авалхи тĕрĕк чĕлхинчех тĕл пулать. Пирĕнпе юнашарах вырнаçнă тутарсен чĕлхинче те тирĕс сăмах диалект шайĕнче çÿрет.

 

Н. Ашмаринăн «Чăваш сăмахĕсен кĕнекине» (14-мĕш том) тирĕс сăмахпа усă курнă тĕслĕхсем сахал мар кĕнĕ. Вĕсене анатри чăвашсем патĕнче çырса илнĕ (тĕсл., Пăва уесĕнче).

Мы тут спорим: где была начальная родина чувашей?
Сергеев Константин, г.Канаш
Редакция:

Ответ на вопрос, возможно,  найдете в разделе "ПУБЛИКАЦИИ" (см. материал  "Прародина чувашей", а также в материале об Ашмарине).

Здравствуйте! Я - корреспондент сайта baq.kz, Казахстан. Пишу статью об языках тюркской ветви... Прошу ответит на несколько вопросов относительно чувашского языка. С уважением: Ерлан Оспан.
Ерлан Оспан, Республика Казахстан, город Астана, сайт:baq.kz
Редакция:

Задавайте вопросы, постараемся ответить.

Сегодня узнал, что высокоскоростная дорога ВСМ-2 затронет курганы Улап тапри рядом с моей деревней Пикшики Чебоксарского района. Что думает по данному поводу ваш институт и ваши археологи?
Тарасов Алексей Николаевич, Чебоксарский район, д. Пикшики
Научный сотрудник сектора археологии ЧГИГН Николай Мясников:

Предварительные полевые исследования (экспертиза) по будущей трассе ВСМ-2 проводились археологом М.И. Федуловым (ЧГУ им. И.Н. Ульянова). Данные о всех выявленных археологических объектах были им учтены. Далее по закону проектировщики и строители дороги либо должны менять проект и пустить трассу в обход курганов или оплатить их раскопки.

Здравствуйте! Задам вопрос: отправлялись ли образцы с раскопок на территории Чувашии для ДНК исследований? Было бы интересно сравнить генетику предков мордвы (например, с Вурнарского района), других поволжско-финнских народов, булгар и чуваш из старых захоронений с генетикой современных чуваш. Понимают ли в Чувашском институте гуманитарных наук важность такого рода исследований?
Максимов Сергей, г. Канаш
Научный сотрудник сектора археологии ЧГИГН Николай Мясников:

Образцы с раскопок на территории Чувашии отправялись на ДНК исследования в прошлом году. Это костные останки разного периода - от эпохи бронзы до старых чувашских кладбищ. Результаты еще не получены. Генетику современных чувашей также в прошлом году изучали башкирские ученые. Они брали на анализ кровь чувашей разных этнографических групп из различных районов Чувашии. Материалы пока также в обработке. Вопрос о возможности сравнения палеогенетических материалов и современных пока открытый. После публикации результатов исследования, готов ответить подробнее.

Где можно приобрести изданную вами книгу "Памятники старой чувашской веры", автор Месарош Д.?
Кузьмин Вячеслав Владимирович, Чувашская Республика, Комсомольский район
Редакция:

К сожалению, приобрести книгу в настоящее время невозможно. Весь ее тираж распродан. Вы можете ознакомиться с ней в нашей библиотеке.

«Общежити» тата «Правительство çурчĕ» сăмахсене чăвашла куçарма пулать-и?
Сируш Евлампьев
Редакци:

Сирĕн ыйту çине институтăн сăмах кĕнекепе ятарлă кăларăмсен уйрăмĕн ĕçтешĕ Николай Плотников хуравлать.

 

«Правительство» сăмаха хальхи словарьсенче çаплипех хăвараççĕ. Çавах та ку сăмаха чăвашла куçарнă вăхăтсем те пулнă: ăна куçарнă чухне «Хыпар» хаçатра «Пуçалу» (1917 ç.), «Патшалăха тытса тăракансем» (1906 ç.) терминсемпе усă курнă.

 

Ытти тĕрĕк чĕлхисене арап чĕлхинчен йышăннă хÿкÿмет тата унăн варианчĕсемпе усă кураççĕ. Вăл хаким (управляющий) сăмахран пулнă.

 

«Общежити» сăмаха та словарьсенче çавăн пекех хăвараççĕ. Çавах та пирĕн институт пĕлтер хатĕрлесе кăларнă «Чăваш чĕлхин ăнлантаруллă сăмах кĕнекинче» çак сăмахăн чăвашла эквивалентне илсе кăтартнă: «пĕрлехи çурт». Чăваш патшалăх университечĕ çак сăмаха куçарса пама ыйтсан та пирĕн чĕлхеçĕсем «пĕрлехи çурт» терминпа усă курма сĕннĕ.

Расскажите об алатырских казаках. И еще: говорят, что были казаки - и чуваши, и татары, и марийцы...
Савросов Николай, город Алатырь
Данной проблеме посвящен ряд работ профессора В.Д. Димитриева. Предлагаем фрагмент его публикации в "Чувашской энциклопедии":

 

 

КАЗАКИ в тюркских государствах известны с древнейших времён. В Казанском ханстве казаками называли мелких служилых татар, чувашей, марийцев, удмуртов, а также вольных людей.

 

На Руси в 14–16 вв. – вольные люди, свободные от тягла, нанимавшиеся на работу на различные промыслы, иногда нёсшие пограничную службу; древнерусские «козаки» упоминаются в источниках с 1395 года. Со 2-й половины 15 века беглые русские крестьяне и посадские люди, скапливавшиеся на южных окраинах страны, называли себя казаками. В 1550 году царь Иван IV создал стрелецкое войско, в основном пешее, и конное - казачье. Последнее делилось на городовых (полковых) и станичных (сторожевых).

 

В Чувашском Поволжье во 2-й половине 16 – начале 18 веков казачий конный отряд численностью свыше 150 сабель стоял в Алатыре. Согласно писцовой книге Курмышского уезда 1624–1625 гг., в Казачьей слободе в Курмыше были: 2 двора сотников, двор пятидесятников, 49 дворов рядовых казаков. За курмышинскими казаками числилось 900 десятин пашни, 450 десятин перелога, 1575 десятин дикого поля, поросшего лесом, хоромный и дровяной лес по обе стороны реки Урга, одно озеро. На каза­чьей земле находились 2 бобыльских двора. В конце 16 – 1-й половине 17 веков.

 

В Свияжском уезде по реке Карла имелась Карлин­ская слобо­да полковых казаков. (130 дворов), в которой функционировала церковь. После основания Симбирска в 1648 году все казаки этой слободы переведены в новую слободу под городом. Алатырские и карлинские казаки имели небольшие земельные участки, которые обрабатывали сами и их работники. Конные казаки во время войн вы­ступали в поход, несли сторожевую, часто и полицейскую службы. Стрельцы и казаки в 1723–24 переведены в группу государственных крестьян.

 

Беглые русские крестьяне южных и юго-восточных территорий ещё в 17 веке привлекались к пограничной службе, снабжались оружием, боеприпасами, продоволь­ствием и одеждой из казны. С 18 до нач. 20 вв. были организованы региональные казачьи войска – Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Яицкое (Уральское), Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. В 1916 казачье население России составляло свыше 4,4 млн чел. К. были наделены землёй, получали государево жалованье, участвовали в войнах и несли полицейскую службу.

 

В конце 20 в. началось возрождение казачества и в Чувашии.

 

Автор: Василий Димитриев.

Расскажите, как раньше чуваши провожали парней в армию. Это нужно знать для того, чтобы восстанавливать старые обычаи.
Л.Санарский, Чувашия, Канашский район
Ваш вопрос мы переадресовали Георгию Матвееву, ведущему научному сотруднику ЧГИГН. Здесь его ответ:

Картинки по запросу проводы в рекруты армию  у чувашей

 

 

 

 Обрядовое оформление проводов в армию сложилось у чувашей в основном в 18 веке и имело локальные варианты. В рекрутских обрядах во всех этнографических и этнотерриториальных группах имели место обход родственников и населённого пункта, благословение родителей, прощание с семьёй, роднёй и селением. Обрядовыми блюдами служили каравай хлеба, сыр (чăкăт).

 

Проводы начинались в доме родителей, где собирались родственники и друзья. Починали бочку пива и преподносили кружку рекруту с пожеланием вернуться домой. После совместной трапезы сверстники запевали рекрутские песни, которые затем исполнялись юношами все дни проводов; мать повязывала на шею сыну полотенце, являющееся атрибутом рекрутского обряда. Полотенце и другие подарки рекруту дарились каждой хозяйкой при обходе домов родственников, взамен они получали от него несколько монет (символический выкуп). Полотенца или куски холста перекидывали рекруту через плечо накрест, переплетали и продевали одно через другое на груди и на спине.

 

Символом прощания выступали также платки. Девушки дарили рекруту платок из тонкого полотна; в 20 веке они были заменены покупными. Парни и гармонист, составлявшие своеобразную свиту рекрута, при обходе деревни и родственников с прощальными песнями становились в ряд, обняв друг друга за пояс, рекрут шёл впереди ряда лицом к друзьям, поворачиваясь вперёд, он делал несколько шагов и снова обращался в сторону товарищей. Обычай идти спиной вперёд сохранился в виде элемента обряда прощания с родительским домом. Для организации проводов готовили конный экипаж (один и более): запрягали в телегу с кузовом или в сани с задком 1–3 коней, упряжь и лошадей украшали лентами, платками, полотенцем, на дугу вешали колокольчик. В локальных вариантах экипаж использовался при объезде села и родственников, в качестве наездников выступали друзья, запрягавшие своих лошадей. Когда рекрут проходил или проезжал по улице, жители выходили прощаться с ним, тем самым оказывая внимание и почёт.

 

Обход родственников, друзей длился 2–3 дня. По обычаю, рекрут со свитой за эти дни совершал по деревне не менее трёх кругов. Экипажи призывников заезжали на базары, здесь в дни проводов в армию они собирались из разных деревень. В пути следования и при посещении домов рекрут угощал детей и молодёжь сладостями. Хозяева, встречая его, открывали ворота. Рекрут со свитой входил в дом, усаживаясь за стол в переднем углу, проходил посолонь (по солнцу), выходил таким же образом. Угощение сопровождалось пляской. Родственники давали призывнику небольшие подарки и благословляли. Каждый раз перед окончанием посещения рекрут со свитой делал у дверей круг по солнцу и выходил, запевая рекрутскую песню.

 

На прощальную трапезу в доме призывника собирались родственники, соседи, друзья, которые приносили с собой пиво, вино, еду, деньги. Поднося призывнику ковш, провожающие благословляли, молились за него. Призывник угощал провожающих, плясал в кругу свиты, распевал рекрутские песни. Застолье завершалось подачей каши; мать починала каравай, горбушку полагалось хранить до возвращения солдата. Обычай, когда ломоть отрезал призывник, является, видимо, поздним вариантом. Родители садились на почётное место за столом, рекрут, стоя перед ними, получал благословение. Из избы призывник выходил спиной вперёд, лицом к дому, что олицетворяло надежду на возвращение; его усаживали на повозку, трогаясь, следили, с какой ноги пойдёт лошадь. Добрым знамением считалось, если движение начиналось с правой. В 20 веке в обряд проводов вошёл обычай кидать за околицей стакан. В дорогу мать давала шăрттан, чăкăт, сухари, бельё и т.п., провожающие – деньги. За полевыми воротами рекрут прощался с односельчанами, которые напутствовали его добрыми пожеланиями, в благодарность он отвечал: «Çапла пултăр» (Пусть будет так). Покидая деревню или перейдя через мост, он бросал монеты. На сборный пункт в уездный город рекрута провожало несколько повозок с родственниками и друзьями.

 

В комплексе рекрутских обрядов были представлены обычаи и обряды, связанные с гаданиями о предстоящей службе. Так, призывник отрезал краюху каравая, подбрасывал ее вверх. По тому, какой стороной она падала на стол, гадали о будущей службе; мать отрезала прядь волос с головы сына, волосы и серебряную монету клала на краюху, сворачивала в холст и прятала в сундук. Считалось, что их состояние свидетельствует о здоровье сына, проходящего службу. Початая при проводах рекрута бочка пива время от времени обновлялась, собирали родственников, приоткрывали дверь, приглашая находящегося далеко солдата на пиво.

 

Традиционно рекрутские обряды продолжают бытовать в усечённых вариантах и поныне.

 

Георгий Матвеев, ведущий научный сотрудник ЧГИГН.

 

http://gov.cap.ru/UserFiles/photo/201507/01/Albom110981/dscn1183.jpg

 

 

БУДЕТ ЛИ ПРИНЯТ ЗАКОН О РОССИЙСКОЙ НАЦИИ?
Кадыров Сергей, Шупашкар хули
Редакция сайта:

Данный вопрос мы переадресовали сотруднику института ИВАНУ БОЙКО.

 

СПРАВОЧНО. Иван Бойко - доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук.

 

Овет в разделе ВИДЕО  =>здесь

Кĕçех Чӑваш патшалӑх академи драма театрӗ 100 çул тултарать. Çавна май театрта лартакан паллăрах чăваш драматургĕсем çинчен пĕлес килет.
Тарас Васильев, Шупашкар районĕ
admin:

Чăваш патшалăх гуманитари ăслăлăхĕсен институчĕн ертсе пыракан ăслăлăх ĕçтешĕ Ирина Кириллова хуравлать (хуравĕ ВИДЕО рубрикăра, ҫакӑнта ).

 

 

Июль уйӑхӗнче Чăваш наци телевиденийĕ хатĕрленĕ «Хыпарçăсем» кăларăма кураймарӑм. Ҫав кӑларӑмра сирен институтра тухнӑ кӗнеке пирки каланӑ, терӗҫ («Тавралăх халапĕсем» ятлӑ"). Ҫак кӗнеке пирки нумайрах пӗлес килет.
Зоя Саламатина, Шупашкар хули
admin:


 Тӗрӗс, ҫĕртме уйăхĕн 26-мĕшĕнче Чăваш наци телевиденийĕ хатĕрленĕ  «Хыпарçăсем» кăларăма Чăваш патшалăх гуманитари ăслăлăхĕсен институчĕн ăслăлăх аслă сотрудникĕ, философи наукисен кандидачĕ Ольга Терентьева хутшăнчĕ.

 Вăл хăй пухса хатĕрленĕ, нумай пулмасть пичетленсе тухнă «Тавралăх халапĕсен» иккĕмĕш кĕнеки пирки хыпарларĕ.

 

Хуравӗ "Видео" рубрикӑра  =>ҫакӑнта

 

Ун калаçăвĕ 25-мĕш минутран пуçланать.

В последнее время часто говорят о связи китайской и чувашской музыки. Что об этом думают специалисты?
Сергей Петров, г.Чебоксары
Редакция сайта:

Этот вопрос мы адресовали профессору, доктору искусствоведения, известному музыковеду главному научному сотрудник искусствоведческого направления Института Михаилу Кондратьеву. Ответ - в разделе "Видео".