Долгова А.П. Родной язык в школах Чувашии: восприятие ситуации изнутри и извне // Халăх шкулĕ. - 2020. - Утă-çурла. - № 4. - С. 33-37.

20.08.2020 15:22 | просмотров: 1144
Долгова А.П. Родной язык в школах Чувашии: восприятие ситуации изнутри и извне // Халăх шкулĕ. - 2020. - Утă-çурла. - № 4. - С. 33-37.

Долгова А.П. Родной язык в школах Чувашии: восприятие ситуации изнутри и извне // Халăх шкулĕ. - 2020. - Утă-çурла. - № 4. - С. 33-37.

При подготовке настоящей публикации была использована часть материалов статьи, вышедшей в свет на страницах журнала Института языкознания РАН и Института перевода Библии «Родной язык» [1]. Но это периодическое научное издание широкому кругу читательской аудитории неизвестно, поэтому возникло намерение поделиться своими мыслями и с читателями журнала «Халах шкулӗ - Народная школа»; спасибо редакции за предоставленную возможность.
Сохранение и развитие языка зависит от множества условий. К социальным факторам, влияющим на языковую ситуацию, относятся демографические параметры (численность населения, говорящего на том или ином языке, способ расселения, возрастная дифференциация, уровень образования носителей языка и т. д.), социальная структура и культурные особенности общества (наличие письменных традиций, языковые контакты и т. д.) и др. Различные общественные институты и организации, ценностные ориентации и интересы, потребности и установки членов общества также выступают в качестве социальных факторов изменения в обществе.
В этом ключе в качестве социального фактора выступает и образование, так как факт представления того или иного языка в образовании сам по себе уже является определенным показателем, от него в значительной степени зависит витальность (жизнеспособность) языка, потому что это влечет за собой развитие различных функций и стилей языка, совершенствование терминологии и т. п.
Общеобразовательная школа была и остается одним из условий, обеспечивающим функционирование письменной речи, непрерывность письменной традиции, сохранение и развитие не только языка, но и культуры в целом. Хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты ситуации с родными языками, в частности с чувашским языком, связанные со школьным образованием.

Фотографии