ДРЕВНИЙ МОНАСТЫРЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ

22.11.2017 15:58 | просмотров: 2156
ДРЕВНИЙ МОНАСТЫРЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ

Так выглядела Геронтьевская пустынь в середине XVIII в. Рисунок-реконструкция И. Кугуракова.

Автор:

Юрий Гусаров, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук.

 

О Чебоксарской Спасо-Преображенской Геронтьевской подгородней мужской пустыни упоминается во многих дореволюционных путеводителях. Путешественники писали о ней не иначе как о забытом уголке седой старины. А нынче даже старожилы не упомнят, где она находилась. Возрождению исторической памяти служит инициатива настоятеля Троицкого монастыря архимандрита Василия (Паскье) о строительстве часовни на месте разрушенного монастыря. Что же это была за обитель, как она здесь появилась и почему исчезла?

НАША СПРАВКА
Позади пустыни рос огромный вяз, которому в старину поклонялись и приносили жертвы чуваши. Они называли его «малой кереметью», вероятно, в отличие от двух больших, на местах которых были возведены Введенский собор и подгородная Владимирская пустынь (распространенный прием борьбы православия с языческими культами). Память о керемети сохранялась долго.
В 1874 г. настоятель Троицкого монастыря архимандрит Варсонофий писал, что Геронтьевскую пустынь постоянно посещают богомольцы, «особенно из чуваш».

Монастырская метрика
Монастырь находился в полуверсте выше Чебоксар, в живописном месте на середине поросшего лесом склона высокого правого берега Волги. Документы одинаково описывают обстоятельства его основания, но расходятся в дате: 1653 г., 1656/57 г., 1671/72 г. Широко известна первая, восходящая к анонимной рукописи «Краткое историческое описание Чебоксарской Спасо-Геронтиевской пустыни», найденной священником, чувашским переводчиком П.И. Талиевым в старых книгах, купленных им в Казани в 1823 г. Возможно автором рукописи был строитель пустыни иеромонах Иннокентий, составивший ее краткое историческое описание по материалам монастырского архива.
В «Описании» рассказывается, что монастырь был основан в 1653 г. после эпидемии чумы. Во исполнение обещания о постройке пустыни в благодарность за избавление от «морового поветрия», горожане «всяких чинов» пригласили старца Царевококшайской Мироносицкой пустыни Геронтия и уговорили его испросить у казанского митрополита Лаврентия благословение на ее основание. В ведомости о монастырях Казанской епархии 1782 г. это событие датировано 1656/57 г. В описи пустыни, составленной в 1764 г. подпоручиком Смоленского пехотного полка Григорием Яковлевым, сказано, что она построена в 1671/72 г. по повелению царя Алексея Михайловича по прошению чебоксарского купечества по обещанию за избавление от «смертоносныя язвы».
Первые две даты не согласуются с историческими фактами: 1) бубонная чума свирепствовала в Казанском крае в 1656 г., 2) вновь назначенный казанский митрополит Лаврентий прибыл в Казань в январе 1658 г. (скончался в 1672 г.). Не подтверждается и третья дата: в грамоте 1674 г. говорится о взятии пустынью в оброчное содержание сенных покосов за Волгой на 10 лет с 1 августа 1665 г. Отсюда следует, что монастырь возник между 1658 и 1665 гг.

Церкви и их храмоздатели
В год основания пустыни на средства горожан была построена деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом в честь Богоматери Одигитрии. При этом ранее поставленную часовню разобрали. В 1683 г. церковь сгорела и в 1694 г. была построена каменная того же названия. В 1706/07 г. по повелению царей Ивана и Петра Алексеевичей у нее появился теплый придел во имя св. Алексея человека Божия — небесного покровителя царевича Алексея Петровича, а во второй половине XVIII в., по некоторым источникам, и второй — Тихвинский.
В 1739 г. впервые упоминается вторая церковь — «на вратах, деревянная», во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской. К 1764 г. она была построена в камне, имела над собой колокольню. Ее строителем был купец Федор Кочелин. Он известен как продавец продукции Нижнетагильского железодельного завода Демидова в Чебоксарах, пожертвовавший железо на строительство Николаевского собора (1753 г.) Николаевского женского монастыря. Кочелин умер, не успев оснастить храм иконостасом и церковной утварью. Под церковью находились святые ворота и келья для печения хлеба. Монастырские церкви были покрыты тесом, их главы обиты зеленой черепицей и увенчаны железными позолоченными крестами.
В конце XVIII в. Преображенская церковь более чем на аршин ушла в землю, в ее стенах образовались опасные трещины, поэтому она была перестроена в келейный корпус для настоятеля и братии. В 1817 г. корпус пострадал от пожара. В 1828 г. его отремонтировали, в 1840 г. разобрали, а кирпич в 1842 г. использовали при возведении хозяйственных построек в головном Троицком монастыре.
Считается, что вместо упраздненной была построена небольшая каменная двухэтажная церковь с надстроенной колокольней: в нижнем этаже с престолом в честь Преображения Господня (теплая), в верхнем — Тихвинской Божией Матери (холодная). Однако, судя по расположению и конструкции храма, он был перестроен из надвратного. В верхней церкви находились святыни монастыря: Тихвинская икона Богоматери, принесенная в 1685 г. из Великого Новгорода и Великих Лук и особо чтимая икона св. мученицы Фотины Самарянки.
Пустынь была огорожена деревянным забором, на восточной стороне которого находились святые и хозяйственные ворота. В первой половине XVIII в. из хозяйственных и жилых построек в обители имелись каменный погреб, деревянные: пять настоятельских и братских келий, хлебня с сенями, три амбара, за оградой — конюшенный двор. Пустыни принадлежали каменная часовня Животворящего Креста Господня с пристроенной кельей на торговой площади Чебоксар и постоялый двор в 13 верстах от города.
Достопримечательностью обители был мощный ключ с деревянной часовней над ним, бивший из берега в 30 саженях от монастырских ворот. «По древнему заведению» в храмовый праздник (6 августа по старому стилю) в пустынь совершался крестный ход из Введенского собора; перед литургией в часовне проходило освящение воды. Родниковая вода была «так мягка и приятна на вкус», что в народе ее называли живой. В конце 1930-х гг. вместо часовни стояла дряхлая избушка, но родник по традиции именовали «ключом святого Геронтия».

 

 

http://sovch.chuvashia.com/wp-content/uploads/2017/11/Геронт-Прогулка-по-Волге.На-берегу-Ефремовский-завод-Геронтьевская-пустынь-Геронтьевская-слобода.-Начало-XX-в-1170x646.jpg

Фото: Прогулка по Волге. На берегу лесопильный завод Ефремовых, Геронтьевская пустынь, Геронтьевская слобода. Начало 20-го века.

 

Сегодня о нем напоминают лишь святой источник да старинные кирпичи

Вотчина и насельники монастыря
В первые годы пустынь не имела земельных угодий, монахи питались мирским подаянием от «грацких жителей», ездили на проходящие по Волге струги «с молебнами и святой водой». Монастырь активно расширял свои владения. В 1693 г. ему был пожалован большой участок выморочной земли близ чувашской деревни Сорма Маряево, Тинсарино тоже Чебоксарского уезда, где он основал село Русская Сорма (нынче Аликовского района).
Чувашское предание рассказывает об обмане при сделке с землей: прибывший «хоратум» (черноризец) попросил крестьян продать клочок земли, на который можно уложить семь быков; после того как быков закололи, из их шкур нарезали полосы, которыми монах отмерил огромный участок пашни. В середине XVIII в. монастырю принадлежало уже 400,5 десятин пашни, 340 десятин сенокосов, 2020 десятин пашенного и непашенного леса, 255 ревизских душ в деревнях Подгородная слобода, Голодяиха, селе Русская Сорма, четыре мельницы, то есть он являлся средним землевладельцем.
Рядом с пустынью возникла небольшая Подгородная (Геронтьевская) слобода, населенная ее крепостными крестьянами. Они не имели земли и существовали за счет того, что брали на оброк рыбные ловли пустыни («в той рыбной ловле всегда находятся, и ту рыбу продают, и на те деньги покупают себе хлеб»). В 1940 г. Геронтьевская слобода вошла в городскую черту. Дома ее жителей были снесены в конце 1970-х гг. в связи со строительством Чебоксарской ГЭС.
Петр I и его преемники проводили политику экономического давления на монастыри, при этом маловотчинные и малолюдные присоединялись к крупным. В 1723–1724 гг. в Спасо-Преображенскую пустынь были переведены монахи упраздненного Цивильского Вознесенского монастыря. В 1724 г. она сама была приписана к Козьмодемьянскому Спасо-Юнгинскому монастырю, куда взяты ее настоятель Иона с братией. Это было сделано вопреки указанию упомянутой грамоты Ивана и Петра Алексеевичей не приписывать пустынь к другим монастырям. С 1730 г. она вновь упоминается в документах.

НАША СПРАВКА
По «древнему установлению» пустынью управляли строители (настоятели), затем игумены, после оставления ее за штатом — вновь строители. По определению Монастырского приказа в пустыне полагалось иметь 11 монахов и 14 монастырских служителей из крепостных крестьян. После 1764 г. указным предписанием положено иметь строителя, 3 иеромонахов, 1 иеродиакона, 2 монахов. Со времен Петра I в монастыре находились отставные солдаты и моряки, присланные «на пропитание» по указам Казанской духовной консистории.

Заштатный монастырь
По секуляризационной реформе 1764 г. Геронтьевскую пустынь предполагалось упразднить, поэтому ее пашни и сенокосы отошли к бывшим монастырским крестьянам, мельницы и рыбные ловли сданы в оброчное содержание частным лицам. Местные помещики и горожане обратились к казанскому архиепископу Вениамину с просьбой не закрывать монастырь, обязавшись доставлять на пропитание монахов по 100 рублей и 50 четвертей хлеба в год. Благодаря их заступничеству пустынь была оставлена на собственном содержании. В 1766 г. ей вернули три мельницы (кроме Голодяевской), рыбные ловли и доходы, полученные с них за два года.
Заштатная пустынь быстро захирела: оброчные доходы были малы, подаяний от горожан, разоренных грандиозным пожаром 1773 г., не поступало, в итоге монахи «претерпевали нужду», а монастырские строения ветшали. В 1777–1789 гг. для улучшения экономического состояния пустыни к ней была приписана упраздненная в 1764 г. Владимирская подгородная пустынь. В 1797 г. пустыни назначена казенная милостинная дача в размере 300 рублей в год. В 1798 г. в совместное владение Геронтьевской, Царевококшайской Мироносицкой пустыням и Чебоксарскому Троицкому монастырю пожалованы рыбные ловли в 9 озерах по обоим берегам Волги в Козьмодемьянском уезде.

http://sovch.chuvashia.com/wp-content/uploads/2017/11/Геронт-Церковь-Геронтиевой-пустыни--408x500.jpgСпасо-Преображенская церковь в начале 1920-х гг. Уже сняты колокола и повалены надгробья.

Приписная пустынь
В 1831 г. пустынь приписали к Троицкому монастырю для улучшения его материального положения. В 1838 г. она была упразднена и окончательно причислена к нему. Здания и имущество охранял монастырский послушник, в одиночестве проживавший при церкви. Лишь в редкие дни, когда в пустынь приходили монахи головного монастыря для служения литургии, она наполнялась голосами и движением.
Троицкий монастырь был беден, денег на содержание пустыни не хватало. В 1901 г. один из путешественников писал: «Только соловьиное пение оглашало величавую тишину Спасо-Гиеронтьевской пустыни, давно уже упраздненной и грустно смотрящей своими забытыми и заброшенными колокольнями на осеребренную реку. В свете луны пустынь показалась еще более мертвой и пустынной и охотно поверилось бы в рассказы о привидениях, населяющих эти мертвые, молчаливые своды и церкви около забытого погоста».
В 1874–1875 гг. нижний Спасо-Преображенский храм, много лет простоявший под замком, был возобновлен, но вскоре закрылся вновь. В 1890–1892 гг. купец П.Е. Ефремов построил близ пустыни лесопильный завод. Он отремонтировал храм и оплачивал богослужения, которые по праздникам и воскресным дням совершали троицкие монахи для рабочих его завода.
Издавна в Геронтьевской слободе на заговенье перед Петровым постом проходило народное гулянье. По описанию, в этот день горожане посещали пустынь, где «испивши из родника холодной ключевой воды и походя между могил по ограде», возвращались на крутой берег Волги, послушать «песни деревенских певиц» и посмотреть на хороводы, «вычурные пляски» и весенние игры крестьян.
В 1920 г. при Преображенской церкви было зарегистрировано православное религиозное общество, которое действовало недолго. С 1923 г. богослужения в церкви не совершались. Планировалось ее закрыть и использовать для культурно-просветительных нужд рабочих бывшего завода Ефремовых. Постановлением Президиума исполкома Советов Чувашской АССР от 25 мая 1925 г. пустующий храм был закрыт, а уже в 1926 г. (по другим данным — в 1928–1930 гг.) его снесли, кирпич «употребили» на благоустройство города.
Нынче о пустыни напоминает родник Святителя Николая Чудотворца (выше яхт-клуба) и старинные кирпичи, разбросанные по склону в его окрестностях…

 

 

 

 

"СОВЕТСКАЯ ЧУВАШИЯ". Опубликовано: 22 ноября 2017