НАША ЛЮБИМАЯ НАРСПИ (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТАМАРЫ ЧУМАКОВОЙ)

27.01.2018 11:17 | просмотров: 1950
НАША ЛЮБИМАЯ НАРСПИ (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТАМАРЫ ЧУМАКОВОЙ)

Наша любимая Нарспи.
К 85-летию со дня рождения Тамары Чумаковой

...Она бежала сквозь темный лес, не помня себя от ужаса. Коса растрепалась, руки дрожали, взгляд отчаянно метался по сторонам, пронзая полумрак сцены своим огненным пламенем. От привычной вокальной партии, мелодичной и струящейся подобно шелку, остались лишь «клочья» сбивчивых речитативов... Образ кроткой чувашской девушки, вступившей в жестокую схватку с судьбой во имя любви, для многих навсегда запомнился в воплощении заслуженной артистки России, народной артистки Чувашии Тамары Чумаковой.

Недаром певицу называли «наша любимая Нарспи». Кажется, эта героиня жила в ней с самого детства, когда Тамара еще девчонкой работала в поле наравне со взрослыми, помогала больной матери по дому, ждала отца с фронта. Уже тогда - гигантское трудолюбие и неимоверная сила духа, которые так пригодились ей на сцене. А потом была главная роль в школьном спектакле по поэме Константина Иванова, соло в сценах из оперы ленинградского композитора Иосифа Пустыльника «Беглянка» на тот же сюжет в постановке Чувашского ансамбля песни и танца, куда артистку пригласили после окончания Чебоксарского музыкального училища.

Апогеем ее личной «нарспинианы» стала партия Нарспи в одноименной опере Григория Хирбю в Чувашском музыкальном театре, отмеченная Государственной премией Чувашии. В финале спектакля, который позднее солистке довелось восстанавливать, плакали даже те, кто не знал чувашского языка. Больше всего, конечно, впечатляла главная героиня. За три часа сценического действа Тамаре Чумаковой удавалось практически невозможное: от картины к картине менялся не только ее сценический облик, но и голос! Лирико-колоратурное, журчащее сопрано постепенно «обрастало» драматическими нотками, звонкий и просветленный тембр омрачали траурные минорные тона.

Искрометным юмором и неуемной энергией, буквально плещущей через край, заряжали зрителей ее Розина («Севильский цирюльник») и Стасси («Сильва»), Пепита («Вольный ветер») и Чегесь («Шывармань»). К слову, эту партию певица исполнила в день рождения театра 22 мая 1960 года и с тех пор не расставалась со сценой долгих 40 лет. Утонченностью и ранимостью трогали Татьяна («Евгений Онегин») и Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй»), Виолетта («Травиата») и Джильда («Риголетто»). А сколько невинности, ангельской чистоты и, вместе с тем, немого укора «слышалось» в горемычной Марфе («Царская невеста»), печально улыбающейся сквозь слезы.

Судьба каждой героини, которых было свыше 50 - точно ее собственная, каждая нота - как пронзительное эхо души, будь то оперная ария, романс или народная песня. Они, кстати, особенно хорошо получались в партнерстве с коллегами по женскому вокальному квартету, выступавшему в концертных бригадах вместе с французами, итальянцами, нигерийцами, египтянами и представлявшему республику на Всемирном фестивале молодежи и студентов. Мельпомена щедро забрасывала Тамару Ивановну письмами от поклонников и чертила плотные гастрольные графики. Но куда бы ни приезжала чувашская дива, в Дагестан, Крым или Прибалтику, ее по-прежнему не покидала тревога за свою вечно юную Нарспи.

 

Мария Митина

 

  • «Советская Чувашия», № 129, 2017 г.

***

СПРАВОЧНО (ОБ АВТОРЕ ПУБЛИКАЦИИ):

Митина Мария Георгиевна

  • младший научный сотрудник искусствоведческого направления
  • дата рождения: 1989.03.05

Окончила теоретическое отделение Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, композиторско-музыковедческий факультет (класс профессора Т.Р. Бочковой) и факультет арт-журналистики (класс доцента М.Ю. Метелевой) Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки. С 2013 г. – ведущий специалист литературно-драматургической части Чувашского государственного театра оперы и балета, с 2015 г. – заведующая литературно-драматургической частью. С февраля 2017 г. работает в отделе искусствоведения института по совместительству.

Лауреат Специальной стипендии Главы Чувашии для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность (2008, 2015), Государственной стипендии Союза театральных деятелей России для молодых деятелей культуры и искусства (2015).