ВАЛЕНТИН ФЕДОРОВ: «К НОВОМУ КРЕСЛУ ПОКА ПРИВЫКАЮ»

31.01.2018 13:28 | просмотров: 1877
ВАЛЕНТИН ФЕДОРОВ:  «К НОВОМУ КРЕСЛУ ПОКА ПРИВЫКАЮ»

Премьера балета «Чиполлино» в Чебоксарах и одноактных опер «Алеко» и «Моцарт и Сальери» в Нижнем Новгороде, пять напряженных вечеров XXVII Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова с приездом московских критиков и большого количества иностранных гостей, стройка на территории театра... Несмотря на то, что рабочий день у нового директора Чувашского театра оперы и балета, заслуженного художника Чувашии, лауреата Государственной премии Чувашии Валентина Федорова расписан буквально по минутам, он согласился ответить на несколько вопросов.

 

- Валентин Васильевич, почти 30 лет вы проработали в нашем театре в качестве главного художника. И вдруг - новая должность, новые обязанности. Перемены вас не пугают?

- Думаю, нет. Я рассматриваю свое назначение как некое испытание, посланное мне судьбой.

- А где вам комфортнее - в своей мастерской, среди баночек с красками и макетов, или в директорском кресле, с кипой деловых бумаг на столе?

- Конечно, в мастерской, где создавались все мои спектакли, которых более 80. К креслу же пока привыкаю, пытаясь выдержать мощный дрейф в сторону административной работы. К счастью, мы наконец-то завершили текущий ремонт на площадке перед зданием театра, центральной лестнице и главным входом. Теперь наши зрители могут пройти в театр по новой брусчатке. Разумеется, все это могло случиться исключительно благодаря неустанному вниманию к нам Главы Чувашии Михаила Васильевича Игнатьева и министра культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии Константина Геннадиевича Яковлева.

- Что, на ваш взгляд, первостепенно на посту директора - «творческость» личности или талант администратора?

- Наверное, на любой должности важен талант. И если как художник я заработал какое-то реноме и собственный имидж, как директор я только осваиваюсь. Говорить о том, что я опытный хозяйственник, пока рано. Но я стараюсь.

- Вы много ездите и ставите. Нашли ли вы свой идеальный театр?

- Во время учебы в Школе-студии МХАТ я проходил практику в Театре «Ленком». В каком-то смысле его можно назвать идеальным театром. Режиссер - Марк Захаров, художник - мой педагог Олег Шейнцис, директор - Марк Варшавер... Единая команда постановщиков, актеров, администраторов. Коллектив относительно небольшой (на тот момент он насчитывал не более 80 человек), но нацеленный на результат, мыслящий в одном направлении. Из провинциальных мне импонирует Театр музыкальной комедии в Новосибирске, где я поставил мюзикл «Сирано де Бержерак». Там тоже крепкая команда.

- Насколько я знаю, мюзикл - особая строка в вашей творческой биографии. Вы стали автором костюмов к первому чувашскому мюзиклу «Нарспи», который уже 10 лет собирает аншлаги в нашей филармонии. В Оренбурге идет ваш «Биндюжник и Король», на премьере которого был сам автор Александр Журбин. Также известно ваше сотрудничество с российским композитором Кимом Брейтбургом. Ваш с ним «Дубровский» «шествует» по всей стране, от Екатеринбурга до Кемерово. А что насчет постановки мюзикла в родном театре?

- Я обратил внимание на то, что многие театры музыкальной комедии для повышения статуса обращаются к операм. Например, в Волгограде или в том же Новосибирске. Мы же пока не готовы к тем требованиям, которые диктует современный мюзикл - и техническим, касаемо звука и света, и исполнительским, когда работа солистов предполагает не только игру на повышенном градусе, но и вокал другого рода, и к особой системе отбора посредством кастинга. Но, думаю, будем пробовать и постепенно «дорастем» до этого очень востребованного сегодня жанра.

- Каким Вам видится театр завтрашнего дня? Как сделать его еще интереснее, как привлечь новую публику?

- С одной стороны, привлекать надо постановками. С другой, грамотной работой непосредственно по вопросам привлечения зрителя. Человеку, который этим занимается, необходим такой же талант, как режиссеру или художнику. Нельзя ограничиваться расклейкой афиш по городу. В свое время проблемы со зрителем были и в Казани, и в Йошкар-Оле. Но, как говорят сейчас, в связи с обретением Марийским театром собственного здания и появлением личности Константина Иванова на посту художественного руководителя посещать оперный театр и обмениваться мнениями о спектаклях в Йошкар-Оле стало модно.

- А чем может привлечь театр оперы и балета?

- Великой музыкой великих композиторов. Я даже заметил, что если в драматическом спектакле нет музыки, он начинает меня тяготить. Потому что музыка способна на все. Она заполняет пустоту, придает всему происходящему смысл, темпоритм... И не только на сцене, но и в жизни. Приходите к нам в театр, и вы это тоже почувствуете.

Мария Митина

 

Газета «Республика», № 46, 2017 г.