С ПОЛУВЗГЛЯДА, С ПОЛУВЗМАХА
Страусиные перья и широкополые шляпы, заразительный смех и звонкий топот каблучков, изящные леди и галантные джентльмены, танцующие с музыкальными инструментами в руках. Так радостно, легко и непринуждённо симфонический оркестр Чувашского государственного театра оперы и балета отметил своё 85-летие.
Участников юбилейных торжеств, прошедших в театре 1 и 20 октября, горячо поприветствовал министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии Константин Яковлев, вручивший оркестрантам Благодарности Главы Чувашии и Почётные грамоты Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии. Особенно дорогими и желанными гостями праздника были ветераны оркестра, присутствовавшие в зале. Эпиграфом к концертам стал эксклюзивный фильм об истории коллектива, а в фойе театра развернулась уникальная фотовыставка, содержащая редкие кадры исторической хроники и архивные документы.
Германия, Италия, Испания, Португалия, Катар, Объединённые Арабские Эмираты, Китай... Глядя на яркую россыпь гастрольных афиш, трудно поверить, что первый концерт этого творчески неугомонного и вечно юного музыкального коллектива, одного из первых в Поволжье, состоялся в далёком 1932 году. Несмотря на то, что поначалу оркестр, возглавленный уроженцем Варшавы Сигизмундом Габером, был небольшим, его жизнь уже тогда пестрела крупными событиями. Это и Олимпиада чувашского искусства, и Декада чувашской музыки в Нижнем Новгороде, и летние гастроли в Челябинске, и парад Великой Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве, в котором участвовали некоторые музыканты из Чебоксар. Многие произведения чувашских композиторов в исполнении оркестра записывались на радио и транслировались из Москвы.
В 1959 году коллектив вошёл в состав открывшегося музыкального театра и по сей день считается его гордостью, виртуозно справляясь с непростыми партитурами Сергея Прокофьева и Модеста Мусоргского, Петра Чайковского и Гаэтано Доницетти, Жоржа Бизе и Джакомо Пуччини (за прошедшие годы в репертуаре юбиляра появилось более 150 опер, балетов, оперетт). По-прежнему не остаются в стороне и национальные авторы Григорий Хирбю, Фёдор Васильев, Анисим Асламас.
В рамках международных оперных и балетных фестивалей, ежегодно проходящих в театре, с оркестром неоднократно пели народные артисты СССР Ирина Архипова и Владислав Пьявко, Мария Биешу и Зураб Соткилава, Александр Ведерников и Владимир Маторин, танцевали Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев, Надежда Грачёва и Юлия Махалина. Из зарубежных гостей оркестрантам больше всего запомнилась итальянская дива Фьоренца Коссотто, шагнувшая на чувашскую сцену прямо с подмостков миланского театра Ла Скала.
В разное время за дирижёрским пультом оркестра стояли Леонид Волынский и Лев Ковалёв, народный артист Чувашии Пётр Филиппов и Геннадий Максимов, заслуженные деятели искусств Чувашии Леас Святославский и Шалва Мегрелишвили, Владимир Павлов и заслуженный деятель искусств России и Чувашии Валерий Важоров, Сергей Вантеев и Виктор Соболев, Михаил Адамович и Дмитрий Банаев. Сегодня эстафету дирижёрской палочки подхватили художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Мордовии Сергей Кисс, главный дирижёр, заслуженный деятель искусств Чувашии Ольга Нестерова и молодой дирижёр Леонид Привалов.
Обе концертные программы, приуроченные к юбилею, удивили стилевым и жанровым разнообразием, являя собой причудливое сочетание стройной классики и терпкого джаза, утончённого венского вальса и заводной латины. Каждое произведение, будь то опусы Вольфганга Амадея Моцарта, Антонина Дворжака, Александра Глазунова, Джоаккино Россини, Эдуарда Элгара, Андрея Эшпая, Арама Хачатуряна или Георгия Свиридова, пленяло слух хитрой тембровой игрой и ювелирной сбалансированностью звуковых пластов.
Знаменитая штраусовская полька «На охоте» с коронным выстрелом из пистолета сменялась «Джазовой сюитой» Александра Цфасмана с искромётным, буквально «бисерным» соло на рояле в исполнении заслуженного артиста России, народного артиста Чувашии Юрия Трепова. Симфоническая фантазия классика чувашской музыки Фёдора Павлова «Сарнай и палнай», вьющаяся изысканным национальным узором, соседствовала с популярными мелодиями из мюзиклов «Завтрак у Тиффани», «Звуки музыки», «Призрак Оперы», «Кошки» и зажигательными шлягерами «Кукарача» и «Besame Mucho». А чего стоили «Латинская фантазия» Консуэло Веласкес и симфоническая зарисовка «Бразилия» Константина Дюбенко, будоражащие сочными гармоническими красками и экзотическими ритмами, резво «отскакивавшими» от рук ударников.
Творческая фантазия и изобретательность маэстро Сергея Кисса поистине не знают границ. Лишь наблюдать за ним - подлинное удовольствие. Вступая с музыкой в темпераментный диалог, он растворялся в ней, «отыгрывая» каждый её сантиметр кончиками пальцев и движением бровей, плечами и спиной. Уделяя внимание малейшим деталям, кропотливо смешивая тембровые краски подобно тому, как парфюмер смешивает ароматы, дирижёр искусно «ткал» тонкое звуковое полотно, пленяющее фактурной многослойностью и ажурностью мелодических контуров. Когда же, махнув оркестрантам вступление, он уселся за печатную машинку и принялся «выщёлкивать» на её клавишах свои соло, сомнений не осталось: Сергей Кисс - не только музыкант, но и артист с большой буквы.
Оркестранты понимали своего мастера с полувзгляда, с полувзмаха дирижёрской палочки. Из обычных исполнителей, сосредоточенно устремивших взоры на разложенные на пюпитрах ноты, они превратились в больших артистов, каждый со своей творческой индивидуальностью и шармом. Вдохновенно «щебетали» струнники, то и дело подпрыгивающие на стульях, будто ужаленные отрывистым пиццикато. Самозабвенно «голосили» медники, энергично размахивая над головой своими начищенными до блеска трубами и валторнами. Ловко «жонглировали» тембрами деревянные духовые со звонкой флейтой и матовым кларнетом, гнусавым гобоем и ворчливым фаготом. Смачно «пошатывались» контрабасы, крутясь вокруг своей оси, и обворожительная концертмейстер группы виолончелей Светлана Григорьева, всегда такая важная и представительная дама, задорно вертела в воздухе накинутым на плечи боа, «заводя» зал не хуже любого шоумена.
Хороша и убедительна была Татьяна Максимова, очаровавшая публику проникновенным альтовым соло в молитве Макса Бруха «Ave Maria». Целую «груду» аплодисментов «отхватил» концертмейстер группы ударных Игорь Ванюшин, отбивавший ритм на всём, что только попадалось под руку, начиная с большого барабана и заканчивая дирижёрским помостом. Дружно «галдела» компания тромбонистов в составе Владимира Александрова, заслуженного работника культуры Чувашии Алексея Потапова, Екатерины Сильвестровой и Александра Иванова.
Изюминкой программы стала шуточная пьеса Лероя Андерсона «Пустячок», в которой оркестранты вдруг вскочили со своих мест и хором заголосили весёлую, беззаботную мелодию. Этот юбилей, несомненно, запомнится им надолго.
Мария Митина, младший научный сотрудник ЧГИГН
«Музыкальный журнал», г. Москва, № 10, 2017 г.