Виталий Родионов: "ИСТОРИЯ СЛОЖЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ ЗАГОВОРНОЙ ФОРМУЛЫ «ПРИБЫЛ ЗАМОРСКИЙ ИСЦЕЛИТЕЛЬ»
Вышла статья Виталия Родионова "ИСТОРИЯ СЛОЖЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ ЗАГОВОРНОЙ ФОРМУЛЫ «ПРИБЫЛ ЗАМОРСКИЙ ИСЦЕЛИТЕЛЬ» в научном сборнике ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (кликабельно).
См. стр. 336-345.
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА (размещены все материалы в PDF - вышеобозначенная гиперссылка):
Содержание научного сборника:
КРЫМСКОТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ ВОЕННОГО ПЕРИОДА (С. Э. Абдуллаева) ............................................................ 5
СТРАНИЦЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ЛЕТОПИСИ ГЯНДЖИ ХII В. (Р. Б. Амензаде) ................................................................................ 11
СОКРОВИЩА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПОЭЗИИ Н.ИШУТКИНА (А. Б. Анисимова, С. Н. Маскаева) ....................... 17
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАРОДА (Н. Р. Ахундова) ................................................................ 23
MİŞER TATAR AĞIZLARININ SÖZ VARLIĞI ÜZERİNE (E. S. Alkaya) ....................................................................................... 33
СКИФЫ И САКИ: РАЗНОЛИКОСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ЭТНИЧЕСКАЯ НЕОДНОРОДНОСТЬ (М. Х. Бакиров) ................ 40
СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗНАЧЕНИЯ МОКШАНСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ С ЦВЕТОВЫМ КОМПОНЕНТОМ (С. В. Богдашкина) ............................................ 51
О БУЛГАРСКИХ ДИРХАМАХ XIII В. С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЛЬВА И СОЛНЦА (А. И. Бугарчев, О. В. Степанов) ................................. 56
ТЕРМИНЫ РОДСТВА В КУРМАНТАУСКОМ ГОВОРЕ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА (М. Р. Булатова) ........................................ 64
ИСЛАМ ҺӘМ МӘҖҮСИЛЕК МӘДӘНИЯТЛӘРЕ СИНТЕЗЫ БУЛАРАК ТАТАР ХАЛКЫНЫҢ МАЛ АСРАУ ЙОЛАЛАРЫ (2015–2017 ЕЛЛАРДА ОЕШТЫРЫЛГАН ЭКСПЕДИЦИЯ МАТЕРИАЛЛАРЫ БУЕНЧА) (А. Д. Батталова) ............................ 70
МӨНӘҖӘТЛӘРНЕ БАСТЫРЫП ЧЫГАРУ ТАРИХЫННАН (Т. Н. Галиуллин) ............................................................................... 82
ДУХИ-ХОЗЯЕВА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ТАТАР-МИШАРЕЙ ДРОЖЖАНОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (Л. Х. Давлетшина) ............................................................................. 93
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ Ф. ЯРУЛЛИНА «ШУРАЛЕ» В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ И ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (Г. Р. Давлетьянова, Л.Н. Донина) ..................................................................................... 101 556
СКАЗКА Г. Х. АНДЕРСЕНА «ОГНИВО» В РУССКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ (В. Е. Добровольская) ................ 113
ИСКУССТВО КАЗАНСКО-ТАТАРСКОЙ ФИЛИГРАНИ: АВТОХ-ТОННОСТЬ И ВЛИЯНИЯ (Л. Н. Донина, С. В. Суслова) ............123
ТАТАР ҺӘМ БАШКОРТ ХАЛЫК ҖЫРЛАРЫНДА ЖАНР ҺӘМ ТЕМА УРТАКЛЫКЛАРЫ (Л. Ф. Җамалиева) .............................. 136
СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ У ТАТАР ТЕТЮШСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (Ф. Х. Завгарова) ......... 144
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ТАМБУРНОЙ ВЫШИВКИ В ЧУВАШСКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ (Н. И. Захарова-Кульева).............................................................................................. 156
СИНОНИМИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ АНТРОПОНИМОВ (Г. Х. Зиннатуллина) ..................................... 162
ВОПРОСЫ ПОЭТИКИ ТАТАРСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ТРУДАХ ГАЛИ РАХИМА (М. И. Ибрагимов, А. М. Гайнутдинов) ........... 169
КРЕЗЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ (А. В. Ишму-ратов, М. Ю. Рябов) .......................................................................... 175
АНТРОПОНИМЫ ЮГО-ВОСТОЧНОГО ДИАЛЕКТА МОКШАНСКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ГОВОРА С. АДАШЕВО) (Н. Ф. Кабаева) ...................................................... 184
МНОГОСЛОГОВЫЕ НАПЕВЫ ТАТАР-КРЯШЕН ЗАКАМЬЯ В ОБЩЕРЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ: ОБЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ЛАДОМЕЛОДИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА (Э. Ф. Камалова) ............................................................................... 190
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ СЕЛА ВЕРХНИЙ СУБАШ БАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА ТАТАРСТАНА (ПО СЛЕДАМ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ) (Э. Р. Каюмова) ................................... 206
ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗОВ-МЕМОРАТОВ О ДЕТСКИХ ИГРАХ В ПОЛЕВЫХ ЗАПИСЯХ ОТ ВЗРОСЛЫХ ИНФОРМАНТОВ (М. А. Ключева) ............................................... 214
СИСТЕМА ЗАЩИТНО-УВЕДОМИТЕЛЬНЫХ НАДПИСЕЙ НА КАМНЕ-ОБЕРЕГЕ В СТЕНЕ ЭТРУССКОГО ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА В МЕСТЕЧКЕ ПОДЖИО КОЛЛА (Ф. Р. Латыпов)...................................................................................224 557
ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ТАТАРОВЕДЕНИЯ (Ф. Ф. Марданова) ................. 232
МОРДОВСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС «МАСТОРАВА» ВЕРШИНА БОГАТОГО УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА МОРДОВСКОГО НАРОДА (С. Н. Маскаева, А. О. Шевцова) ... 244
ОВРАГ СТЕПАНА РАЗИНА: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫТОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДАНИЙ И ЛЕГЕНД СЕГОДНЯ (М. Г. Матлин) ............................................................... 249
ЛЕКСЕМЫ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ КОРИЧНЕВОГО И БУРОГО ЦВЕТОВ В ТЮРКСКИХ ЯЗЫКАХ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ (Р. Т. Муратова) ................................................................................ 260
ТАТАР ЭПИК ФОЛЬКЛОРЫНДА ДАСТАННЫҢ РОМАНИК ТӨРЕ: ТӨП ҮЗЕНЧӘЛЕКЛӘРЕ (Л. Х. Мөхәммәтҗанова, Г. Р. Хөсәенова) ................................................................................ 268
ГАБДУЛЛА ТУКАЙ ӘДӘБИ МУЗЕЕНДА ШАГЫЙРЬНЕҢ ЯЗМА МИРАСЫ (Р. В. Нәгыймуллина) .................................................... 277
ХӘСӘН ГАЛИ ЯЗМАЛАРЫНДА ТАТАРЧА АЙ АТАМАЛАРЫ (Ф. Ш. Нуриева) ................................................................................ 282
КРУЖЕВНЫЕ «ОСОБИНКИ» ИЛИ НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ «ОДНОЙ ДРАГОЦЕННОЙ ЖЕМЧУЖИНЫ» – ПОКРОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МАМАДЫШСКОГО УЕЗДА КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ (А. П. Обрезкова) .............................. 288
СЕМАНТИКА МЕХА В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ: ТЮРК-СКО-ФИННО-УГОРСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ (А.Н.Павлова) .......... 297
ИСТОКИ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЛЖСКИХ ФИННОВ (В. С. Патрушев) .................................... 301
СТОЛ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ПИТАНИЯ ВОЛЖСКИХ БУЛГАР И ЕГО ПАРАЛЛЕЛИ (К. Ю. Рахно) .............................. 313
ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ АКАДЕМИКА ВАЛЕРИЯ РЖЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПОВОЛЖЬЯ (Е. А. Ржевская) ........................................................ 323
ИСТОРИЯ СЛОЖЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ ЗАГОВОРНОЙ ФОРМУЛЫ «ПРИБЫЛ ЗАМОРСКИЙ ИСЦЕЛИТЕЛЬ» (В. Г. Родионов) ................................................................................ 336
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РОДНОГО (МОКШАНСКОГО) ЯЗЫКА (М. И. Савостькина) ......................................................................... 346
ОТ ЗИКРА К МУНАДЖАТУ. ЭЛЕМЕНТЫ СУФИЙСКОГО РИТУАЛА В ТАТАРСКОМ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ (Г. Р. Сайфуллина) ................................................... 352
НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СИБИРСКИХ ТАТАР: ДАСТАНЫ (Ф. С. Сайфулина) ........................................ 363
КОРПУС ТАТАРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (М. Р. Сайхунов, Т. И. Ибрагимов, К. Р. Галиуллин) ................... 370
НАЗВАНИЯ НАРОДОВ В ФОЛЬКЛОРЕ ПРИКАМЬЯ (Т. А. Сироткина) ............................................................................. 378
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ АРМЕЙСКОЙ ПОЭЗИИ МАЛЫХ ФОРМ (НА МАТЕРИАЛЕ «ДЕМБЕЛЬСКИХ» АЛЬБОМОВ») (А. В. Сорокина, М. А. Тростина) ........................ 385
О ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТАХ В КУЛЬТУРЕ ПИТАНИЯ (Г. Р. Столярова, Н. В. Рычкова, С. Ю. Рычков) ........................... 398
ИНТЕРНЕТ ҺӘМ ФОЛЬКЛОР: ТРАДИЦИЯЛӘРНЕҢ ВИРТУАЛЬ ЧЕЛТӘРГӘ КҮЧҮЕ (ВКОНТАКТЕ ЧЕЛТӘРЕНДӘГЕ «ТАТАР АВЫЛЛАРЫ» ТӨРКЕМЕ МИСАЛЫНДА) (Р. Р. Сабиров) ........ 405
МАТУР ӘДӘБИЯТ ӘСӘРЛӘРЕ ТЕЛЕНДӘ ӘЙБЕРЛӘР КҮЛӘМЕН БЕЛДЕРҮЧЕ ҮЛЧӘМ БЕРӘМЛЕКЛӘРЕНЕҢ КУЛЛАНЫЛЫШЫ (Г. М. Сөнгатов) ............................................. 417
К ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОГО ТАТАРСКОГО КЛАССИКА ГА-ЛИМЗЯНА ИБРАГИМОВА (C. Е. Танаева, В. Х. Хакимова) ..... 428
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ НА УРОКАХ МОКШАНСКОГО ЯЗЫКА (Т. В. Терентьева, С. В. Богдаш-кина).................................................................................................... 433
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЫБНОСЛОБОДСКОГО КРУЖЕВА И ИХ ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX–НАЧАЛЕ XXI ВВ. (Е. Н. Тимо-феева)...................................................................................................438 559
СТИХИ-ПОЖЕЛАНИЯ В КОНТЕКСТЕ АЛЬБОМНОЙ ПОЭЗИИ (НА МАТЕРИАЛЕ «ДЕВИЧЬИХ» АЛЬБОМОВ) (М. А. Тростина, С. Г. Шаронова) ................................................................................ 448
ТАТАРЛАРНЫҢ ЮВЕЛИРЛЫК СӘНГАТЕ (Ә. Г. Төхфәтул-лина).....................................................................................................458
НАРОДНАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУ-РОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ (Н. А. Хуббитдинова) ............. 464
ТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР БАШКИР В СОВРЕМЕННОМ БЫТОВАНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИЙ XXI ВЕКА) (Г. Р. Хусаинова) .............................................................................. 468
ТЕЛНЕҢ ЭТНОМӘДӘНИ ТИРӘЛЕГЕНДӘ ТАТАР МИФОНИМНАРЫ (Г. С. Хаҗиева-Демирбаш) ............................ 477
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ЛИРИКЕ А. АРАПОВА (Е. В. Цымдянкина, С. Н. Маскаева) .............................................. 486
ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ Г. Д. ГАЧЕВА В ОБЛАСТИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА (А. М. Шарипов) ............................................................. 494
КРАСОТА ЭПИЧЕСКИХ ГЕРОИНЬ В АРХАИЧЕСКИХ ЭПОСАХ БАШКИР (НА МАТЕРИАЛЕ ЭПОСОВ «УРАЛ-БАТЫР», «АК-БУЗАТ», «ЗАЯТУЛЯК И ХЫУХЫЛУ») (Г. В. Юлдыбаева) ....... 505
ТАТАРСКИЙ ДИАЛЕКТНЫЙ ЯЗЫК: ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА (Ф. Ю. Юсупов) ......................................... 514
БЫТОВЫЕ ЙОМАКИ СИБИРСКИХ ТАТАР: ОБРАЗ МЛАДШЕГО БРАТА (СЫНА) (Ф. Ю. Юсупов) ................................................... 525
ТАТАРСКИЕ ЖУРНАЛЫ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ ИГР (Е. Л. Яковлева) .................................................... 535
BİRİNCİL UZUN ÜNLÜLERİN TÜRKİYE TÜRKÇESİNDE VE AĞIZLARINDA SES BİLGİSİ GÖRÜNÜMLERİ VE BU ÜNLÜLERLE İLGİLİ SES OLAYLARI (S. K. Yalçin) ................... 545
*************************************
СПРАВОЧНО ОБ АВТОРЕ:
- доктор филологических наук, профессор
- ведущий научный сотрудник филологического направления
- дата рождения: 1947.10.05
В.Г. Родионов родился в д. Хора-Сирма Вурнарского района Чувашской АССР. Окончил Кольцовскую среднюю школу (1966), Цивильское культпросветучилище (1969). Трудовую деятельность начал с должности стропальщика и токаря, помощником комбайнера, методистом РНМЦ народного творчества и культпросветработы. В 1970-1975 гг. обучался на историко-филологическом факультете Чувашского госуниверситета им. И.Н.Ульянова. Работал литературным сотрудником Ибресинской районной газеты «Çĕнтерÿшĕн» (1973–1974), II секретарем Ибресинского райкома комсомола (1975). В 1976 г. был принят в Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР на должность научного сотрудника. В 1976-1979 гг. обучался в целевой аспирантуре при Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук. В январе 1980 г. успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Чувашское стихосложение и пути его развития». В 1979 г. был назначен заведующим отдела литературоведения и фольклористики. В 1993 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Генезис и эволюция чувашского стиха». С 1994 г. по настоящее время работает в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова: профессор, заведующий кафедрой, декан факультета чувашской филологии и культуры, председатель Диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям «Литература народов Российской Федерации» и «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание»; ныне – профессор кафедры чувашской филологии и культурологи. Под руководством В.Г. Родионова подготовлены 3 доктора и 16 кандидатов наук. С 2009 г. является ведущим научным сотрудником филологического направления института по совместительству.
В.Г. Родионов автор более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе 35 учебных пособий и учебников, монографий и научно-популярных публикаций, изданных в Москве, Казани, Ижевске, Йошкар-Оле, Саранске, Нижнем Новгороде и др. Научные разработки В.Г. Родионова основаны на системном и всестороннем анализе собранного материала. Являясь одним из основателей исторического стиховедения в чувашском литературоведении, ученый своими научными изысканиями и исследованиями во многом помог обогатить чувашскую литературу, фольклористику, этнологию, расширить границы истории развития чувашской литературы. Современные исследования ученого связаны с этногенезом чувашского народа.
Заслуженный деятель науки Чувашской Республики (1997), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2010), член Союза журналистов (1974) и Союза писателей Российской Федерации (1995).