К 120-летию со дня рождения Тани Юн

30.01.2023 09:23 | просмотров: 419
К 120-летию со дня рождения Тани Юн

Для чувашского театра и кино 28 января является значимой датой. Именно в этот день 120 лет назад родилась их будущая звезда – Тани Юн. Она внесла весомый вклад в развитие культуры своей малой Родины и страны, а ее труды известны нам и сегодня. Это многочисленные роли в театральных постановках и кинокартинах, около десятка переведенных на чувашский и русский языки литературных произведений отечественных и зарубежных авторов, а также несколько пьес, написанных совместно с супругом – Иоакимом Степановичем Максимовым-Кошкинским. Тани Юн была известна не только в родной республике, стране, но и за рубежом. Фильмы с ее участием демонстрировались в странах Европы и Америки. Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что Тани Юн – яркий деятель чувашской культуры XX в.

История Тани Юн начинается в д. Чербай Ядринского уезда (ныне Ядринский район Чувашской Республики). Здесь в крестьянской семье, 28 января 1903 г., на свет появилась Татьяна Степановна Бурашникова.

С малых лет она проявляла тягу к знаниям. Так, юная Таня окончила двуклассную и Ядринскую школу второй ступени. А в 1921 г. поступила в Московскую военно-спортивную школу им. В.И. Ленина. В конце 1922 г. она была направлена в Чебоксары спортивным инструктором Военного комиссариата Чувашской АО и преподавателем физкультуры в средних учебных заведениях Чебоксар.

Во время пребывания в городе Татьяна попадает на спектакль «Савза» (по Л. Андрееву) в Чувашском драмтеатре. Этот момент становится переломным в жизни девушки, после которого она решает связать свою жизнь с актерством.

В том же году при русской труппе театра открывается студия, куда была зачислена и Тани Юн. Во время учебы ее замечает организатор и художественный руководитель чувашского театра Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский. Через два года она оканчивает студию, и он приглашает ее в чувашскую труппу театра. Вскоре И.С. Максимов-Кошкинский и Тани Юн стали мужем и женой.

В свободные от спектаклей вечера в стенах чувашского драмтеатра демонстрировались отечественные и зарубежные кинокартины. В то время в Чебоксарах еще не было отдельного кинотеатра. Тогда кумиром Тани Юн стала итальянская киноактриса Франческа Бертини, и Тани Юн начинает привлекать кино.

Благодаря супругу Тани Юн, ее независимому нраву и целеустремленному характеру создается первый чувашский фильм и киностудия. Актриса играет в первом чувашском фильме «Волжские бунтари», фильмах «Сарпиге», «Вихрь на Волге», «Прачка» («Апайка»), «Священная роща», «Черный столб», «Помни!» («Асту!»), выпущенных студией «Чувашкино». В 1930 г. она была объединена с другими студиями автономных республик в студию «Востоккино». Но спустя всего пять лет была упразднена.

Поле этого Тани Юн возвращается в театр. Здесь она играет в таких постановках, как «Аристократы» Н. Поголина (в роли Соньки), «Волки и овцы» А. Островского (в роли Глафиры), «Платон Кречет» А. Корнейчука (в роли Лиды), «Анисса» А. Калгана (в роли Аниссы) и др. Но тяга к кинематографу ее не отпускала.

Спустя несколько лет в жизни Тани Юн и ее семьи начинается череда неудач – супруги попадают под сталинские репрессии. В 1937 г. И.С. Максимова-Кошкинского арестовывают как «буржуазного националиста», а уже через год саму Тани Юн сажают за подозрение в шпионаже в пользу Японии.

В 1940 г., после XX съезда КПСС, они были реабилитированы. К тому времени все чувашские кинокартины и их копии были уничтожены. Лишь чудом полностью сохранилась картина «Священная роща» и частично «Вихрь на Волге».

После реабилитации Тани Юн возвращается в театр, но здесь для многих она «враг народа». Тем не менее актриса участвовала в постановках пьес «Отелло» У. Шекспира (в роли Эмилии), «Мирандолина» (Трактирщица) К. Гольдони (в роли Мирандолины), «Иван Калмыков» А. Калгана (в роли Симы) и др.

Занималась переводом на чувашский язык произведений русских, советских и зарубежных авторов. Это пьесы А.Н. Островского «Бешеные деньги», И.Ф. Попова «Семья». «Рассказы» Т. Драйзера. Роман Т.З. Семушкина «Алитет уходит в горы», повесть Л.А. Кассиля и М.Л. Поляновского «Улица младшего сына». С чувашского на русский язык перевела пьесы И.С. Максимова-Кошкинского и тексты чувашских народных песен, собранных С.М. Максимовым.

После войны, в 1946-1948 гг. была ассистентом режиссера киностудии им. М. Горького «Детфильм» в Москве.

В 1957 г. Тани Юн стала членом Союза писателей СССР.

В период 1960-1970-х гг совместно со своим супругом И.С. Максимовым-Кошкинским написала несколько пьес: «Чĕре хушнипе» (По велению сердца), «Кирев-сĕрлĕх» (Подлость), «Аптранă кăвакалсем» (Растерянные утки) и «Тĕрлемес патĕнче» (В окрестностях Тюрлемы), а также комедию «Эх, Иван!».

В 1972 г. в канун своего семидесятилетия Тани Юн выпустила мемуары «Дни и годы минувшие» («Иртнĕ кунсем-çулсем»), где описала всю свою жизнь.

В 1973 г. за свою театральную, актерскую, переводческую и писательскую деятельность Тани Юн была награждена Почетной грамотой республиканского комитета КПСС и Совета Министров Чувашской АССР.

Чувашской актрисы театра и кино не стало 06 октября 1977 г.

C 2018 г. одна из улиц Чебоксар носит имя Тани Юн.

Тани Юн была и остается значимой фигурой в истории театра и кино, а также литературы Чувашской Республики. Благодаря ее трудам жители Чувашии наслаждались захватывающей актерской игрой и имели возможность прикоснуться к творчеству советских и зарубежных авторов на своем родном языке. 

Ушенина Анастасия Алексеевна

Государственный архив современной истории Чувашской Республики 

#ЧГИГН #Чувашскийгосинститутгуманитарныхнаук #ЕР21 #ЕРЧувашия