Цивилизация требует искусства и мастерства (о компетентности в инфраструктуре культуры)

22.03.2018 16:30 | просмотров: 2549

Цивилизация требует искусства и мастерства

 

О компетентности в инфраструктуре культуры

В Послании Федеральному Собранию Президент России в числе прочего сказал: «Сохранить свою идентичность крайне важно в бурный век технологических перемен, и здесь невозможно переоценить роль культуры, которая является нашим общенациональным цивилизационным кодом…» В Чувашской Республике развитие этого цивилизационного кода зависит от деятельности Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела. Задачи, которые оно решает, бесконечно разнообразны и сложны. Ежегодно мы слушаем отчеты министерства о работе в истекшем году. В них много положительного и даже приятного. Об этом говорилось на днях на заседании расширенной коллегии. Я же хочу обратить внимание на важные вещи, на то, чего ждал и не услышал в выступлениях.
Ориентиры дают и обобщающие тезисы Послания Главы Чувашской Республики Государственному Совету. Они обращены ко всему народу и, в частности, к работникам культуры, а, значит, и к министерству: «Наша цель — сделать Чувашию сильной, современной республикой, в которой хочется жить и работать! […] Наша прямая обязанность — укреплять позиции республики в экономике и науке, социальной сфере и при этом сохранить свою культуру и самобытность».
Своя самобытная культура — это ведь не только сохранение народных традиций: песни и танцы, костюмы и вышивки, которыми мы гордимся. Своя культура — это и созидание нового в творчестве талантливых мастеров слова, сцены, музыки, кисти, которое в формах профессионального искусства отражает творческий дух многонациональной Чувашской Республики — сильной и современной, в которой хочется жить и работать.
Дух и душу чувашской нации в ее сегодняшнем состоянии воплощает творчество профессиональных мастеров. Это источник, откуда подпитывается и любительское (самодеятельное) искусство, и клубная работа. По достижениям мастеров оценивают в большом мире местную культуру в ряду других современных культур. В течение 20 века в Чувашии созданы и накоплены немалые ценности, сложились свои традиции. О них и надо говорить в первую очередь — что развивается, а что чахнет.
Понимание этого хочется видеть и в обзоре деятельности министерства. Для этого нужны четкие приоритеты и акценты на общественной значимости культурных событий.
На сайте министерства читаем: «Профессиональное искусство Чувашии сегодня — это 6 государственных театров и 3 концертных учреждения». Это узковедомственный взгляд. На самом деле названные учреждения — лишь часть инфраструктуры, материальных и структурных условий для деятельности профессионалов художественной культуры. Профессиональное искусство — это творческая деятельность личностей, творческих союзов и коллективов. Между прочим, при таком подходе министерства из поля зрения вообще выпадает творчество художников, скульпторов, архитекторов, формирующих окружающую нас визуальную картину мира.
В отчете ежегодно преобладают цифры — сколько миллионов и на что потрачено. Видна положительная тенденция — после многолетней скудости, финансирование ремонтов, реконструкций, приобретения оборудования, музыкальных инструментов заметно увеличивается. Это политика государства, и особой заслуги министерства в этом нет. Важно только оптимальное распределение средств.
В целом оно представляется целесообразным. Однако, когда оценка деятельности подведомственных учреждений ставится в прямую зависимость от размера доходов (в инфографике на экране слова министра иллюстрируют кучи золотых «червонцев»), это — моветон, дурной тон в делах культуры. Ведь говорим о духовном богатстве, чурающемся меркантильности в принципе. Пушкин мудро сформулировал: «Не продается вдохновенье», добавляя: «Но можно рукопись продать». Финансовая деятельность в сфере культуры — дело внутриведомственное, не нуждающееся в громких аплодисментах. Да и банкиры знают, что «деньги любят тишину». Тут же ставится задача вместе с ростом доходов работников культуры и искусства «повышать производительность их труда». Что подразумевается под этим?
Главное ведь, вернемся к ориентирам, — сохранение традиций и оценка современного состояния культуры в сильной и современной Чувашии. А для этого надо обеспечивать необходимые условия. Это и «вдохновит», и поддержит творцов культурных ценностей.
А пока наблюдаю, что вопросы, поднятые в недавнем прошлом, легко забываются. Например, на улицах городов появляются новые монументы. Но не доводятся до конца конкурсы на создание проектов важнейших для местной культуры памятников — Якову Ухсаю, Федору Павлову. Не решается вопрос установки памятника Бичурину, конкурс на создание которого завершился почти 20 лет тому назад.
В перечне «событийных мероприятий» не отмечены выдающиеся даты национального музыкального искусства 2017 года: 125 лет композитору и драматургу Федору Павлову, 125 лет композитору и организатору музыкального образования Степану Максимову, 130 лет композитору и дирижеру Василию Воробьеву, 85 лет одному из наиболее выдающихся чувашских художников 20 века Анатолию Миттову.
Судьба Школы-лицея имени Лебедева с интернатом для талантов со всей республики не обсуждается. Его отсутствие катастрофично сказывается на подготовке кадров. Это учебное заведение кардинально важно для будущего музыкального и других видов национального искусства Чувашии.
Рекомендации федерального Министерства культуры о возвращении детских музыкальных школ из муниципального подчинения в ведение Министерства культуры (как было в советской системе) не выполняются. Резко сокращен прием на такие специальности, как скрипка и фортепиано, в музыкальных школах. Это означает, что и ведущие отделения музыкального училища не получат абитуриентов, зачахнет создававшаяся в Чувашии десятилетиями школа инструментального исполнительства. В то же время оркестры не имеют достаточного количества музыкантов.
Беспокоят и вопросы компетентности в инфраструктуре художественной культуры Чувашской Республики. Хочется видеть специалистов с профильным высшим образованием и в отделе «профессионального искусства, образования и народного творчества» министерства. В составе коллегии Министерства культуры нет независимых профессиональных экспертов — искусствоведов или художественных критиков.
Даже в недавно созданный Совет старейшин при Главе Чувашской Республики министерство не предложило кандидатуру из крупных деятелей художественной культуры. Среди ее старейшин Чувашии немало тех, кто вложил свои силы и таланты в ее развитие. Например, таких как художник академик РАХ Ревель Федоров, режиссер народный артист СССР Валерий Яковлев, искусствовед почетный академик РАХ Алексей Трофимов, дирижер народный артист РФ Юрий Васильев, литературовед и критик Юрий Артемьев… Перечень можно продолжать.
Владимир Путин призвал открыть доступ к произведениям искусства из запасников музеев. У нас есть музеи. Базовой основой для этого должна быть научная работа сотрудников музеев, каталоги и исследования. Но наши музеи не имеют фундаментально разработанных каталогов коллекций. Электронные каталоги в Интернете не заменяют таковых, ненадежны. Работа сводится только к проведению выставок.
Наблюдая наступление массовой культуры, подменяющей высокие достижения культуры легкими развлечениями для отдыха и «расслабления», известный философ 20 века Ортега-и-Гассет сказал: «Цивилизация — не данность и не держится сама собой. Она искусственна и требует искусства и мастерства. Если вам по вкусу ее блага, но лень заботиться о ней… плохи ваши дела. Не успеете моргнуть, как окажетесь без цивилизации».

Михаил Кондратьев,
музыковед, доктор искусствоведения

"СОВЕТСКАЯ ЧУВАШИЯ", (опубликовано: 20 марта 2018 г).