Алина Малинина приняла участие в открытии выставки «Моисей Спиридонов в кругу современников. 1920-1930-е»

12.04.2024 09:44 | просмотров: 453
Алина Малинина приняла участие в открытии выставки «Моисей Спиридонов в кругу современников. 1920-1930-е»

9 апреля в Квартире Моисея открылась выставка «МОИСЕЙ СПИРИДОНОВ В КРУГУ СОВРЕМЕННИКОВ. 1920-1930-е», посвященная художникам, которые работали в Чувашии, когда профессиональное искусство здесь еще только зарождалось. В вернисаже приняла участие младший научный сотрудник искусствоведческого направления ЧГИГН Алина Малинина. 

Многим известно, что его основоположниками считаются три автора – Моисей Спиридонов, Никита Сверчков и Юрий Зайцев. В смысле творческого вклада каждого отдельного автора это совершенно справедливо, однако творческий круг того времени был намного шире.

В рамках выставки состоится экспресс-знакомство. Художников тех лет можно будет увидеть с двух ракурсов – с точки зрения их собственного творчества (задач, которые они перед собой ставили, тем, которые поднимали, техник, которые использовали) и глазами их современника, Алексея Михайловича Тагаева-Сурбана.

В 1935 году, во время работы над большой выставкой к 15-летию Чувашской автономии, он создает серию шаржей, в которой тепло посмеивается над привычками и характерами своих коллег. Благодаря этим рисункам (большинство из них не экспонировались с 1935 года!) мы узнаем об их героях много подробностей, часть подтверждается фактами биографии, работами из музейных фондов, а другая совершенно уникальна. Это те самые анекдоты и байки, которые никогда не попадают на страницы искусствоведческих текстов, но без них в истории нет настоящей жизни. Например, про Юрия Зайцева, фотографа и известного любителя женщин, убегающего с камерой в руке от застигнутой врасплох красавицы. Или про усы Николая Каменьщикова невероятной длины, с которыми задорно играют его три кошки.

В этой маленькой подборке работ, как в капле воды, отражается история художественной жизни юной советской России. Широта связей и открытость границ (в число «чувашских» записаны Василий Тимофеев из Казани и москвич Александр Поманский, прибывшие по линии Ассоциации художников революционной России). Большой разброс творческих задач, от оформления театральных постановок и городских улиц к праздникам до иллюстрирования книг и зарисовки орнаментов в этнографических экспедициях. Постоянное нащупывание пульса новой жизни, фиксация самого актуального, неизменное сопоставление сегодняшнего и минувшего.

Образы «новых людей» - рабочих, колхозников, поэтов и артистов – появляются не только на их полотнах. Художники и сами из тех, кто строит эту новую жизнь. Выходцы из крестьянских семей (родители многих и понятия не имели о существовании такой профессии), они поднимают художественное образование, открывают музеи и исследуют родную культуру.

Елена Дементьева-Поманская – одна из немногочисленных на тот момент художниц-женщин – пристально вглядывается в свое лицо, ловит энергию жеста и движение коротких темных волос, силу и уверенность. Правда, Тагаев-Сурбан над ее решительностью и стремлением обойти мужчин посмеивается. А все же - какая она, героиня нового дня? Василий Макаров, кажется, находит тот самый идеальный образ: здоровая, молодая, свободная, раскрепощенная телом и умом…

Крайне разнообразны и сложны жизненные траектории и художнические судьбы наших героев. В конце 20-х – начале 30-х за одним столом собираются иконописец, фотограф-самоучка, выпускники Пензенского педтехникума, Строгановского училища и Высших курсов при Академии художеств. Собираются, полуголодные, в тесной коморке и вдохновенно сочиняют что-то большое и общее – памятник, выставочный проект на полтысячи картин, ни одна из которых пока не написана, или олимпиаду искусств. Учат и вдохновляют друг друга.

Художников пока еще так немного, что нет внутри их творческого объединения борьбы и соперничества – работы хватает всем. И они пока еще не знают, что совсем скоро кто-то станет жертвой репрессий, кто-то отправится на фронт – все вернутся живыми, но мир никогда уже не будет прежним. Пока - будущее растет и строится ими самими, у них на глазах.

Произведения этих авторов с крупных выставок попали в отдел ИЗО Чувашского центрального музея и стали решающим фактором для его превращения с самостоятельную художественную галерею, одной из основ ее первоначальной коллекции. И наша небольшая экспозиция – своеобразный пролог масштабного проекта, который музей готовит к 90-летию выставки-1935 в следующем году. 

Квартира Моисея 

Фотографии