НОВОСТИ САЙТА: ОПУБЛИКОВАН МАТЕРИАЛ О ЧУВАШСКО-ТАТАРСКИХ КОНТАКТАХ В ПЛАНЕ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ
На сайте опубликован материал научного сотрудника ЧГИГН, кандидата исторических наук Евгении Сергеевой "Отражение межэтнических контактов с татарами в культуре питания чувашей".
ФРАГМЕНТ:
Изучение межэтнических контактов между этносами являются актуальным для современной этнографической науки. Нет такого этноса, который бы не испытывал на себе воздействие другого народа. Для сохранения традиционной культуры отдельной этнической общности необходимо изучать контактные зоны и выявлять общее и особенное. В данной статье ставится цель изучения межэтнических контактов в культуре питания чувашей и татар. Чуваши контактировали и ныне взаимодействуют с казанскими татарами-мусульманами, кряшенами, а также мишарями ряда регионов.
Труды по культуре питания чувашей и татар свидетельствуют о генетических сходствах, взаимовлиянии и трансформации кулинарии. Нами использованы издания, касающиеся комплексного изучения материальной и духовной культуры народов, межэтнических отношений чувашского народа. Труды В.П.Иванова, Г.Б.Матвеева, А.К.Салмина, Н.И.Воробьева, А.Х.Халикова, Ю.Г.Мухаметшина, Р.Г.Мухамедовой, Р.К.Уразмановой, Т.Х.Хайрутдиновой и др., издание по кулинарии народов Среднего Поволжья, выполненные О.И.Давыдовой и В.Г.Верховской, статьи посвященные изучению традиционных блюд народов региона дают возможность проследить межэтнические контакты в культуре питания указанных народов. Тем не менее, материалов характеризующих этнокультурные контакты чувашей с татарами на примере пищи немного. К примеру, они нашли отражение в статьях В.П.Иванова о чувашско-татарских этнокультурных параллелях и об этногенетических и культурных связях чувашей. Дополнительным материалом по современности служат полевые материалы автора, собранные в Шемуршинском районе в 2009 г.
Питание народностей обычно является результатом той хозяйственной деятельности, которая дает источники существования. Однако, даже при одинаковых условиях добывания средств к существованию, у отдельных народностей в питании, как и в остальных элементах быта, имеется целый ряд специфических, так сказать, национальных особенностей. Одни блюда имеют просто праздничную окраску и могут быть приготовлены по случаю любого праздника или трапезы. Другие четко приурочены к определенным календарным праздникам или моментам жизненного цикла. Каждому этносу присуща своя система питания, в чем-то схожая, в чем-то отличная от систем питания других этносов.
Материал полностью => в разделе "ПУБЛИКАЦИИ" ОТРАЖЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНТАКТОВ С ТАТАРАМИ В КУЛЬТУРЕ ПИТАНИЯ ЧУВАШЕЙ (кликабельно).