В Национальной библиотеке Чувашской Республики состоялись открытые лекции музыковеда Михаила Кондратьева

21.10.2024 10:30 | просмотров: 372
В Национальной библиотеке Чувашской Республики состоялись открытые лекции музыковеда Михаила Кондратьева

18 октября в Национальной библиотеке Чувашской Республики состоялась серия из двух лекций на темы «Геннадий Воробьев – феномен музыкального искусства 1930-х годов» и «Симфония до минор в контексте музыкального искусства своего времени» из цикла «Чувашская музыка в ХХ веке». Открытые просветительские лекции прошли в гибридном офлайн и онлайн форматах в рамках арт-класса «Просто о сложном». 

Лектором встречи стал российский ученый-музыковед, доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук, заслуженный деятель искусств России и Чувашии Михаил Кондратьев

Михаил Григорьевич – блестящий и талантливый рассказчик: участники беседы, среди которых было много студентов факультета искусств Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, музыкально-художественного факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева и Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, с увлечением слушали его. 

Лектор ознакомил слушателей с историей становления национальной симфонической музыки, прикоснулся к творчеству чувашских композиторов-симфонистов 30-х годов прошлого столетия, рассказал о жизни, творчестве и феномене Геннадия Воробьева.

1930-е годы ХХ столетия – время становления чувашской симфонической музыки. 

В самостоятельную главу в историю симфонической музыки Чувашии вписал композитор Геннадий Васильевич Воробьев (1918-1939). Несмотря на краткость жизненного пути, он успел создать замечательные произведения во многих жанрах.

Наиболее крупным и последним произведением музыканта является 4-частная эпико-драматическая Симфония до минор. Создавалась в 1937-39 гг. в классе профессора Московской консерватории Н.Я. Мясковского. После смерти автора работу над сочинением завершил Н.И. Пейко.

Симфонию до минор можно отнести не только к наивысшим творческим достижениям композитора, но и к лучшим созданиям чувашской музыки за весь период ее развития. Вместе с тем, она является первым национальным произведением этого жанра, написанным чувашским композитором.

Выдающееся произведение Г.В. Воробьева получило высокую оценку видных деятелей отечественной музыки – Р.М. Глиэра, Н.Я. Мясковского, В.Я. Шебалина, А.Н. Александрова, Г.И Литинского, Б.Л. Яворского и др.

В фондах Национальной библиотеки хранятся партитура Симфонии (Музгиз, 1957) и собрания сочинений Геннадия Воробьева в пяти выпусках (сост. и науч. ред. М.Г. Кондратьев; ЧГИГН, 2009–2022). 

Третий выпуск сочинений Г.В. Воробьева представляет Симфонию в виде переложения для фортепиано в две руки, выполненного музыковедом М.Г. Кондратьевым. 

В Симфонии до минор Геннадия Воробьева четыре части. Лекционное занятие сопровождалось демонстрацией архивных фотографий и аудиозаписей фрагментов частей Симфонии. 

Все желающие смогли задать профессору интересующие вопросы. Широкая аудитория высоко оценила общение с известным искусствоведом-публицистом Михаилом Кондратьевым. 

Фотографии