АРХЕОЛОГИ ЧГИГН НА «МОГИЛЬНИКЕ ТАРЛАШИ» В ТАТАРСТАНЕ

20.06.2018 11:07 | просмотров: 3298
АРХЕОЛОГИ ЧГИГН НА «МОГИЛЬНИКЕ ТАРЛАШИ» В ТАТАРСТАНЕ

С 31 мая по 14 июня 2018 г. в Лаишевском районе Республики Татарстан проводила совместные работы археологическая экспедиция Чувашского государственного института гуманитарных наук, Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (Чебоксары), Института археологии им. А.Х. Халикова и Приволжского (Казанского) федерального университета (Казань). В работе приняли участие специалисты-археологи Е.П. Михайлов (руководитель), Н.С. Березина, Н.С. Мясников, Л.А. Вязов, антрополог Е.М. Макарова.

Объектом исследования был интереснейший памятник археологии – «Могильник Тарлаши» XVI-XVII вв., расположенный на восточном берегу оз. Архиерейское, южнее с. Тарлаши. Памятник был открыт в 2016 г. сотрудниками Института археологии им. А.Х. Халикова Ю.А. Саловой, М.В. Сивицким и Л.А. Вязовым. На участке обследования тогда было заложено 29 шурфов общей площадью 72 кв. м, было выявлено 24 погребения, из которых три раскопано.

В 2018 г. с целью более подробного изучения могильника было заложено два раскопа общей площадью ок. 193 кв. м. Исследовано 24 погребения, расположенных рядами, по линии С-Ю. Могильные ямы прямоугольной формы с закругленными углами, глубиной ок. 40-100 см от современной поверхности. Внутри больших ям прослежены деревянные конструкции в виде деревянной рамы без гвоздей с перекрытием. Детские захоронения были совершены на меньшей глубине (20-40 см) и без специальных конструкций. Костяки располагались лежа на спине, головой на запад, расположение рук неустойчиво, в большинстве случаев – на тазовых костях. Лишь в одном случае руки были специально сложены на груди. Голова в основном находилась в прямом положении, в единичных случаях была повернута как к северу, так и к югу. В одном случае имело место специальное помещение в могилу погребального инвентаря – железного ножа, кочедыка (инструмента для плетения лаптей), кресала с двумя огнивными кремнями. В 2016 г. также одно из раскопанных погребений содержало вещи.

Полученных данных пока недостаточно для достоверной культурно-хронологической интерпретации могильника. В погребальном обряде отмечены черты, характерные как для мировых религий – ислама и христианства, так и для языческих верований. Захоронения ориентированы на запад, в большинстве погребений отсутствует погребальный инвентарь, что характерно для мусульманских или христианских погребальных традиций. Вместе с тем, погребенные захоронены без соблюдения киблы и в неглубоких ямах, а положение костяков заметно варьируется, отражая отсутствие строгого погребального канона. Наконец, обнаружение вещей в некоторых могилах позволяет утверждать, что в составе населения, оставившего могильник, определенную долю составляли язычники.

Данные письменных источников не противоречат археологическим материалам. Само село Тарлаши с середины XVI в. было населено русскими, о чем свидетельствуют данные писцовой книги Казанского уезда 1565-68 гг. Вместе с тем, в окрестностях села имелись достаточно крупные выселки, населенные «татарами» и «чювашой»: «починок Смойлева займище» и «Починок Екшеиков». Писцовая книга 1601-1603 гг. указывает даже имена некоторых их жителей: «А на межеванье были … деревни Тарлашей чюваша — Кудаш Тевкелев, Карача Крыксомов…». Необходимо подчеркнуть, что ряд ученых считает, что термин «чюваша» для этого времени не следует понимать в строго этническом смысле, и в составе местного населения могли быть представители различных этнических групп. В середине XVII в. численность нерусского населения региона сокращается, а многие населенные пункты приходят в запустение. Исследователи связывают это с эпидемией чумы, охватившей в 50-е гг. XVII столетия территорию Казанского уезда.

В ходе археологических раскопок 2018 г. был выявлен также слой поселения, предшествующего могильнику. Зафиксировано три подпольных ямы от жилых построек с фрагментами сгоревших деревянных конструкций, печной обмазки, костей животных, единичных фрагментов керамики. Найденный в одном из сооружений материал (железный наконечник стрелы и серебряный дирхем) позволяют предварительно датировать поселение концом XIV – XV в. Из других интересных находок на селище стоит отметить керамические пряслица (утяжелители веретена), керамическую бусину, покрытую зеленой поливой, фрагменты чугунного котла, звено железной цепи, бронзовую застежку-сюльгаму. В одной из построек были расчищены развалы керамических сосудов – небольшого горшка, выполненного в традициях русского керамического производства и кувшинообразного сосуда золотоордынских традиций, с двумя ручками, богато украшенного несколькими рядами волнистого орнамента и лощением. Судя по характеру найденного материала, поселение было кратковременным и погибло от пожара. Дальнейшие исследования помогут точнее установить дату его гибели, реконструировать среду обитания средневекового населения, уточнить состав его населения и особенности питания.

Николай Мясников, научный сотрудник ЧГИГН.

Фотографии